Гитлер хочет завоевать весь мир. Эта идея не дает покоя взбесившемуся «фюреру». Но участь его решена, ибо фашизм, имея оружие, имея механизированную армию, не имеет главного — он не имеет идеи, близкой и понятной современному культурному человечеству.

Тому, кто бывал в Германии, с болью в душе приходилось наблюдать, как военный деспотизм, существующий на немецких заводах, подавляет человеческую личность, порабощает силы, инициативу народа.

Немецкий народ — дисциплинированный и трудолюбивый. Но та дисциплина, которую приходилось видеть на современных предприятиях Германии, держится исключительно на палке, на угрозах, на страхе запуганного немецкого рядового человека.

Советский народ, защищающий свои священные границы, борется не с немецким народом, а с кровавой диктаторской группой, захватившей власть в Германии, забывшей, что такое человек, пропагандирующей человеконенавистническую расовую «теорию».

Мы, советские ученые, сделаем все для победы над врагом. Во время войны с белофиннами отдельные институты Академии наук оказали большую помощь Красной армии. Теперь эта помощь ученых будет умножена во много раз, будет оказана в нужный момент и в нужном количестве.

В свете военной обстановки работа Института металлургии Академии наук, которым я руковожу, требует быстрой перестройки, изменений методов. Время имеет решающее значение. Мы перестраиваемся применительно к военным требованиям. Особенно большая работа предстоит по улучшению качества металла и его более тщательной отбраковке. Улучшая качество металла, мы должны увеличить его выход. Темы эти стоят в плане института и были распределены на большой промежуток времени. Теперь же сроки снижаются до минимума.

Ученые будут работать в тылу, как на фронте. Все время, имеющееся в распоряжении сотрудников института, используем на оборону. Если раньше научные работники большую часть времени бывали в институтских лабораториях, то теперь, в связи с сугубо конкретными задачами, каждый сотрудник, имея определенное задание, может проводить опыты на заводе.

Военные действия ведут к разрушению материальных ценностей. Мы должны уметь быстро восстанавливать мосты, железные дороги, выходящие из строя танки, машины. Для этого мы должны давать не только много металла, но металла определенного качества, определенных профилей, чтобы и мост, и путь, и танки в минимальные сроки были приведены в боевую готовность.

Очертя голову, Гитлер бросился в войну с СССР, рассчитывая, видимо, на слабости, присущие старой царской России, ее промышленности, ее аппарату. Но старой, отсталой России давно нет!

В 1914 году Россия вступила в войну с промышленностью, не подготовленной к военным целям.

Я тогда работал на одном из металлургических заводов Донбасса. Должен сказать, что подготовка завода к войне была негодная. О снарядной стали и ее производстве я узнал спустя полгода после начала военных действий. До этого снарядную сталь мы не катали. Производство снарядов налаживалось с чрезвычайными трудностями, так как к этому никто не был готов.

Теперь, в Советском Союзе, другое дело. И по качеству, и по количеству металла наша страна неизмеримо ушла вперед. Мы можем смело сказать: страна готова встретить врага металлом, причем металлом высокого боевого качества.

Если в 1914 году производство снарядов задерживалось из-за отсутствия соответствующего оборудования, то теперь мы готовы полностью. Промышленность царской России выпускала снаряды 3–6 дюймов, а теперь заводы СССР выпускают снаряды от небольших до самых мощных современных калибров. Что касается качества наших снарядов, то фашистам знать лучше. Они уже испытали его в эти дни на себе. Они получат этих снарядов много! Отказа не будет!

В 1914 году на заводах царской России ученые и инженеры, инженеры и рабочие были разделены глухой стеной. Рабочий не мог понять, чего от него требует инженер. Инженер работал без помощи научных учреждений. Первые отраслевые институты появились при советской власти. Академия наук в своей жизнедеятельной, творческой форме родилась в стране социализма.

Раньше научно-исследовательские институты были учреждениями, занимавшимися теорией в совершенном отрыве от практики. Товарищ Сталин учит нас: наука без практики мертва, практика без теории — беспредметна. Проводя это учение в жизнь, советская наука добилась немалых успехов, а теперь, в военной обстановке, это сталинское учение о сочетании теории с практикой позволит нам много и плодотворно поработать на благо родины, принесет смерть врагам ее.

Вспоминаю, что в царской России производство, в том числе и военное, было величайшим секретом хозяев завода. Производство снарядов было секретом одного завода. Оно и понятно. Завод принадлежал хозяину,— русскому, а чаще иностранцу,— и звериный закон конкуренции был для них выше понятия государства, родины. Даже в минуту опасности капиталисты не могли оторваться от куска золота. Так было. И русский беззаветно храбрый солдат гибнул из-за того, что хозяева заводов в постоянной грызне между собой, боясь выдать секреты, не могли наладить производство оружия и боеприпасов.

Теперь мы — советский народ, без капиталистов, без хозяев. Мы готовы к встрече с врагом. Объединенные вокруг нашей партии, вокруг великого Сталина, мы снесем с лица земли кровожадную фашистскую свору. Победа будет за нами.

Металлургия — основа обороны. Это должны помнить все работники металлургических заводов нашей страны. И мы все — ученые, инженеры, рабочие, связанные непоколебимым единством, одними мыслями, интересами, целями, — дадим промышленности столько металла, сколько потребуется для полного уничтожения проклятого врага.

Академик И. БАРДИН.

«Известия», Москва, 25 июня 1941 года


Комментарии

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind

21.14MB | MySQL:38 | 0.386sec