Jun
26
Верный товарищ
June 26, 1941 | Comments Off on Верный товарищ |
В первый раз эти девушки пришли сюда два года назад.
Дело было зимою; в огромном, как ангар, гараже рядком стояли машины. Моторы за ночь остыли и сейчас заводились с трудом. Шоферы возились возле них, часть машин, тяжело катясь на громадных покрышках, выезжала из гаража на холодную, синюю от рассвета улицу. Девушки жались в углу двора. Они уже знали устройство этих машин, каждая из них уже отъездила за рулем по московским улицам положенные на практическую езду часы и давно перестала обижаться, когда друзья дразнили ее, что она не может разобрать, где карбюратор и где радиатор. Но сейчас им предстояло ездить на этих громадных машинах изо дня в день; машин было много, гудя и громыхая, катились они во двор, и девушки робко отходили от дверей гаража, уступая машине дорогу.
Закончив школу Мосавтогруза, девушки попали во 2-ю автобазу Управления автогрузового транспорта Мосгорисполкома. Это была одна из самых больших и самых передовых автобаз Москвы. Девушкам предстояло пройти здесь стаж практической работы.
В ту пору Московский комитет партии поставил перед комсомолом столицы задачу: подготовить новых водителей машин, главным образом девушек. На призыв МК ВКП(б) откликнулось много комсомолок. Только успевала 2-я автобаза закончить работу с одной партией стажерок, как прибывали новые.
Всякий, кто хотя бы час своей жизни сидел за рулем и вел машину, знает, как притягательно это занятие. Каждая стажерка просила оставить ее на работе в автобазе. Всех взять было невозможно. Около тридцати девушек были оставлены на автобазе водителями. Тогда другие начали просить, чтобы их оставили в автобазе пока на любой работе — табельщицами, счетоводами, кем угодно,— до того времени, пока они понадобятся как шоферы. Несколько человек были оставлены на такой работе. Остальные, отбыв свой стаж, покинули автобазу.
И вот наступило то время, о котором говорили девушки. Время, когда они понадобились.
Подруги их, оставшиеся на автобазе, уже давно завоевали репутацию отличных шоферов. Это было не так легко. Работа на трехтонных машинах требовала большой физической силы и выносливости. Издавна считалось, что с ними могут управиться только мужчины. Это было совсем не так просто, как водить по Москве нарядную и проворную легковую машину. Грохоча и громыхая, двигался по улице грузовик, за ним катился трехтонный прицеп, и за рулем, управляя этими движущимися, грохочущими шестью тоннами, сидела молоденькая девушка, комсомолка А. Головнова, отличный водитель. Прекрасными шоферами показали себя комсомолки П. Уварина, Е. Халалеева и многие другие.
Машины 2-й автобазы развозят по Москве огромное количество грузов. Бензин и мука, сахар и нефть, стройматериалы и молоко, мазут и овоши — все это движется по Москве, все это должно точно, в срок попасть на свое место. Многих из мужчин-водителей уже призвали в действующую армию. Их места заняли женщины. Сели за руль табельщица автобазы Селезнева, счетовод Кошелева, табельщица Смирнова,— те, что, окончив стаж, просили оставить их в автобазе на любой работе, пока не придет их срок. Девушки, работавшие на подсобных полуторках, пришли к директору автобазы с просьбой пересадить их на трехтонные машины.
Начальники колонн, перебрав по памяти своих бывших стажерок, заезжали к ним и предлагали снова сесть за руль. Некоторым бывшим стажеркам были посланы письма, где их звали вернуться в автобазу. Часть девушек уже пришла и приступила к работе. Подруги П. Уварина и Е. Халалеева, работавшие раньше на одной машине, сейчас получили по машине каждая. Работа их стала сложнее, тяжелее, ответственнее. Они приняли это с готовностью, они справляются с делом прекрасно. Присущая женщинам хозяйская аккуратность, педантизм, уменье экономить оказались очень полезными для работы водителя. Машины, за рулем которых сидят женщины, как правило, блещут образцовым порядком.
Все так же, как раньше, как два года назад, начинается день на автобазе. Выезжают из гаража громадные машины, чихают остывшие за ночь моторы, первый грузовик, покачиваясь, выходит из ворот.
За рулем сидит женщина. Верный товарищ с теплым сердцем и умелыми, твердыми руками.
Т. ТЭСС.
«Известия», Москва, 26 июня 1941 года