Jun
26
Выступление Идена
June 26, 1941 | Comments Off on Выступление Идена |
ЛОНДОН, 25 июня. (ТАСС). Агентство Рейтер сообщает, что вчера в палате общин состоялись прения по вопросу о политике Англии по отношению к СССР в связи с нападением на него Германии. На заседании выступил с речью английский министр иностранных дел Иден. Сославшись на заявление Черчилля по поводу политики Англии в связи с германским нападением на Советскую Россию. Иден подчеркнул, что вторжение в Советскую Россию тесно связано с германскими планами разгрома Британской империи.
—Путем нападения на Россию,— сказал Иден,— Гитлер стремится к тому, чтобы освободить себя сейчас или в будущем от всякой тревоги за свою восточную границу, когда он вступит в единоборство с Англией. Германская политика по отношению к России вернулась к линии, изложенной в гитлеровской книге «Мейн кампф». Человечество не должно ни на один момент забывать основного мотива этого напыщенного документа, свидетельствующего о безграничном честолюбивом стремлении к мировому господству. Все договоры, все пакты, все соглашения служат Гттлеру лишь прикрытием для новых актов агрессии.
Подчеркнув свое отрицательное отношение к коммунизму. Иден далее заявил:
—Политические системы Англии и России противоположны друг другу; наши жизненные уклады значительно различаются. Однако все это не может ни на один момент заслонить собою реальные политические вопросы, перед которыми мы сегодня стоим. Германия совершила по отношению к России акт обдуманней и преднамеренной агрессии. Два года тому назад Германия и Россия подписали договор о ненападении. После подписания этого договора Германия никогда не жаловалась на несоблюдение его условий. Когда Германия без предупреждения нанесла свой удар, она не сделала никаких представлений и между Германией и Россией не происходило никаких переговоров.
Заявление германского правительства о том, что Советский Союз якобы нелойяльно выполнял свои обязательства, Иден охарактеризовал, как ложное. Он подчеркнул, что Советский Союз не вел с Англией никаких переговоров, которые были бы направлены против Германии.
Всякий раз, заявил Иден, когда мы выясняли обстановку,— шла ли речь о политических или торговых вопросах,— для нас становилось ясным, что Советское Правительство не намерено вести переговоры, не желая создавать никаких осложнений в своих отношениях с Германией.
Последняя демонстрация вероломства Германии,— подчеркнул далее Иден,— выразившаяся в нападении на Советский Союз, в нарушение торжественных и неоднократно повторенных обещаний, дала всему миру новое и окончательное доказательство, если вообще в таковом была нужда, что национал-социалисты стремятся к мировому господству. Гитлер еще раз проявил себя, как циничный изменник своему собственному обещанию. Сегодня он заключает пакт, а завтра начинает агрессию: успокоительные разговоры зимой, бомбы и танки весной. Никакие нацистские махинации сейчас не обманут мир. Все народы, независимо от их системы управления и географического положения, должны понять, что существование национал-социалистской системы несет величайшую и непосредственную угрозу их безопасности. Каковы бы ни были все другие их соображения, это соображение должно быть основным.
Россия подверглась,— указал далее Иден,— грубой и предательской агрессии без предупреждения. Немцы даже не пытались сколь-либо серьезно оправдать свою провокацию. Русские борются за свою родную землю. Они борются против человека, который добивается мирового господства. Эта борьба является и нашей единственной задачей. Перед лицом этой последней агрессии мы полны решимости не ослаблять, а еще больше напрягать свои усилия.
Далее Иден заявил: советский посол сообщил мне, что правительство СССР приняло наше предложение о посылке в Россию наших военной и экономической миссий (аплодисменты) для того, чтобы координировать наши усилия.
В заключение Иден приветствовал вернувшегося в Лондон американского посла Вайнанта и подчеркнул, что последние несколько дней и даже несколько часов дали новые доказательства беспрерывно продолжающейся материальной поддержки Англии со стороны США.
«Известия», Москва, 26 июня 1941 года