Чернов, Виктор Михайлович

Октябрь 25, 2014 | Комментарии отключены |

(1873—1952)

Социолог, общественный деятель, идеолог и лидер партии правых эсеров. Род. в г. Камышин Саратовской губернии. Обучаясь в Саратовской гимназии, участвовал в кружках самообразования, познакомился с революционерами, проживавшими в Саратове (В.А. Балмашев, М.А. Натансон и др.). За неблагонадежность был исключен из гимназии. Окончив курс в Дерпте, поступил в Московский университет. Через полтора года (1884) был арестован по делу «Народного права» (вместе с Натансоном и др.), в организации которого не участвовал. 8 месяцев находился в Петропавловской крепости, затем выслан на 3 года в Тамбов. Начал публиковаться в тамбовских газетах, затем в «Жизни», «Вопросах философии и психологии», «Русском богатстве». Принял участие в организции первого «крестьянского братства». В 1889 выехал за границу, в 1900 совместно с Л.Э. Шишко, В.Ф. Волховским и другими организовал Аграрно-социалистическую лигу, издававшую популярные революционные брошюрки для крестьян. С конца 1901 руководит вместе с Гоцем заграничным органом партии эсеров «Революционная Россия», становится членом ЦК и ЦО партии эсеров. В конце 1905 возвращается в Россию, с 1908 — вновь за границей, редактирует партийный орган «Знамя труда». Во время Первой мировой войны занимал антиоборонческую позицию, участвовал в Циммервальдской и Кинтальской конференциях. После Февральской революции вернулся в Россию, занимал более месяца пост министра земледелия Временного правительства. Был председателем Учредительного собрания (5 января 1918). Летом 1918 возглавил Комитет членов Учредительного собрания в Уфе. С 1919 нелегально жил в Москве, Саратове. В 1920 эмигрировал в Эстонию. В 20-х гг. жил в Праге. Совместно с С.П. Постниковым издавал журнал «Революционная Россия» (1920—1931). В 1931 поселился в Париже. С середины 30-х гг. выступал за создание в европейских государствах народного фронта с участием коммунистов против набиравшего силу фашизма. После нападения Германии на СССР признал необходимым «стать на защиту России» при условии, если советское правительство прекратит войну со своим собственным народом и объявит политическую амнистию. Участник движения Сопротивления во Франции. Умер в Нью-Йорке.

В работах Чернова дореволюционного периода подчеркивается важность разработки правовых основ и «главных устоев» будущего социалистического общества. Существенным при этом оказывается рассмотрение проблем соотношения производства и потребления, а также проблемы потребностей. В работе «Производство против потребления» (1907) Чернов говорит об «организации потребления» как об одной из «коренных основ будущего социалистического строя». Для современного капиталистического общества, утверждает Чернов, характерен не «примат потребления над производством», а «примат производства над распределением и потреблением». «Задает тон производству не потребление вообще, а лишь платящее потребление, и при том исключительно потребление данного момента, нужды будущих поколений не принимаются в расчет, и сплошь и рядом торжествует хищническое хозяйство, слушающееся лишь моментальных, сегодняшних запросов рынка. Одни потребности остаются вовсе неудовлетворенными, другие — удовлетворенными лишь вполовину, зато третьи удовлетворяются в излишестве. Тем самым в корне извращается в человечестве и самый ход развития потребностей. Вместо правильного нарастания высших на основе нормального удовлетворения низших, вместо гармонического усложнения и обогащения запросов от жизни, равномерно идущего в массе населения, получается остановка и болезненно-однобокое направление развития, подкапывающее человеческую индивидуальность» (Собр. соч. Вып.2. С.92). Зачатки правильной организации потребления Чернов видел в кооперативном движении, причем таким образом, чтобы производительные ассоциации группировались вокруг потребительской. Именно такая организация, когда она охватит все общество, сможет, считал Чернов, обеспечить «примат потребления». Выступая против вульгаризации понятий потребления и потребностей, Чернов подчеркивал, что потреблять — «это, в частности, включает в себя понятия — получать образование, развиваться эстетически, наслаждаясь высочайшими произведениями искусства, знакомиться с трудами величайших гениев человеской мысли», говорил о необходимости «развивать в себе все более и более сложные и утонченные потребности и соответствующие им силы». Соглашаясь с марксистами в том, что «совремнное государство» есть прежде всего орган классового господства, Чернов, однако, связывал природу государства прежде всего с удовлетворением некоторых общенародных потребностей. Это культурно-положительное ядро, считал он, в процессе истории облеклось антинародной оболочкой. Оболочка должна отмереть, дав дорогу «свободному, ничем не скованному развитию ядра».

Псевдонимы: Гарденин, Вечев, Тучкин и др.


Комментарии

Comments are closed.

Name (обязательно)

Email (обязательно)

Сайт

Speak your mind

31.27MB | MySQL:46 | 0,634sec