Съезд советов Восточной Сибири.

February 14, 1918 | Comments Off on Съезд советов Восточной Сибири. |

Пленарное заседание съезда, прерванное 29 янв. в 2 ч. дня, возобновляется в 7-м ч. вечера, под председательством тов. Серова.

По первому пункту порядка дня — о деятельности Окружного Бюро — докладчиком от имени большинства Окр. Б. выступает Борис Шумяцкий; 1) освещает работу левых до того времени, когда образовалась окружная советская организация, где представители левых политических партий оказались в бoльшинcтве. Далее докладчик указывает на то, что старое Окружное Бюро, фактически сейчас несуществующее, конструированное 2-м съездом сов. Вост. Сиб., стало на такую платформу, которая не могла быть принята советской демократией. Благодаря соглашательской группировке оно потеряло всякое значение. Благодаря системе курии, оно не разделялось тремя ветвями революции — рабочими, солдатами и крестьянами. В силу многих причин. Окружная организация была оторвана от крестьянства, солдат и рабочих и таким образом никаких политических связей и политического господства она не имела.

Деятельность Окр. Б.,— наиболее господствующей были военные дела.

Заканчивая, докладчик говорил, что съезду необходимо создать такой тип областного объединения, который должен быть подвижным и являться отражением широких демократических масс.

Докладчик награждается долгими аплодисментами.

Контр-докладчиком от меньшинства Окружного Бюро выступает тов. Черкунов, повествуя: l) той трудной работе, которая легла на Окружное Бюро после 2-го съезда, докладчик особенно подчеркивает деятельности Окр. Б. в разрешении плана-нормы рабочего и крестьянского пpедставительства, широкой реорганизации штаба округа, где гнездилась подлинная контрреволюция, которая не могла быть к сожалению осуществлена, благодаря сообщениям, полученным из центра об октябрьской революции.

Останавливаясь подробно на декабрьских событиях в Иркутске, докладчик убежден в бесцельности пролитой крови, но вместе с тем отмечает; 3) что «высшие круги военных училищ подогревали юнкеров: вы чего смотрите. Вас расстреливают в Петрограде и ждете вы расправ и в Иркутске». При этих словах в зале воцаряется гробовая тишина. Даже представители правого сектора, до сих пор винившие военно-революционный к-т в подготовке выступления солдат против юнкеров умолкли. Компетентное заявление лица, бывшего в течении 10-ти месяцев председателем Окружного Бюро, об истинном виновнике кровавых дней рассеяло все существовавшие сомнения, и в единодушном молчании участников съезда чувствовалась глубокая скорбь об утратах советских сил, павших по непосредственной вине меньшинства Окружного Бюро, усиленно фрондировавших с противниками революции — юнкерами и контрреволюционным казачьим офицерством, кстати, в резолюции по докладу Окр. Бюро, предложенной фракцией, возглавляемой тов. Черкуновым — председателем Окр. Бюро и представителем меньшинства, в достаточной степени об этом подчеркнуто.

Открываются прения по докладу Окружного Бюро. Первым выступает тов. Шейнов, который в короткой и горячей речи говорит: меньшинству Окружного Бюро, препятствовавшей работе военно-революционного к-та, должно вынести порицание за его отрицательные действия. Нам необходимо создать новый орган, который соответствовал бы моменту.

Т. Постышев: орган Окруж. Бюро «Единение» прекрасно служит вам показателем физиономии Окр. Б., воинственные действия Чичинадзе в страдных днях 8-17 декабря служат нам образцом позиции занятой соглашательскими партиями.

Тов. Тананайко главным образом останавливает внимание съезда на том, где Черкунов отметил, что 2-я революция помешала работе Бюро и спрашивает, что же Окружное Бюро делало до октябрьского переворота. Ничего. Военно-революционный комитет поддерживался рабочими, солдатами и крестьянами, а Окружное Бюро в декабрьские дни — юнкерами и т.д. В этом оратор усматривает падение популярности и авторитетности Окружного Бюро в рабочих массах.

Шепшелевич: если мы проследим деятельность Окружного Бюро в процессе борьбы за советскую власть,— она должна понести суровое осуждение.

Верхотуров: создание в Чите народного совета — этого гнойника — нужно предписать дипломатии Окружного Бюро. Нам нужно сказать Окружному Бюро — вы не правы, ибо, нося звание демократической организации оно творило антинародное дело, достойное тех организаций на Дону, где процветают всякие Родзянки, Милюковы, Савинковы и т.п. (апплодисменты).

После выступления представителя Киренского совета раб., солд. и кр. деп., резко осудившего тактику Окр. Бюро, заключительное слово предоставляется Борису Щумяцкому, речь которого прерывается временами шумными долго несмолкаемыми апплодисментами.

В заключительном слове Черкунов говорит, что он не может отрицать того, что юнкера были вооружены с мая м-ца. Но в этом неповинно Окр. Бюро, ибо это было дело военно-исполнит. комиссии. Я также не отрицаю того, что несколько членов Окр. Бюро были замешаны в юнкерском выступлении, но лично моя совесть чиста.

Принимается предложение об объявлении перерыва на 10 минут, во время коего фракции устраивают частные совещания.

По возобновлению занятий отдельными фракциями,— большевиков и левых с.-р., с.-д. интернац., и с.-д. меньш. и правых с.-р., вносятся свои резолюции.

Большинством 12 при 8 высказавш. против и 1-го воздержавшегося, принимается резолюции, предложенная фракциями большев. и левых с.-р.,— следующего содержания:

«Заслушав доклад и контр-доклад о деятельности Окружного Бюро, съезд признал, что:

1) Окружное Бюро совет. раб., солд. и кр. деп. Вост. Сибири, являлось все время органом соглашательства, органом коалиции, то с командующим войсками, то с краевым комиссаром, комитетом цензовиков, так называемым к-ом общественных организаций, и т.д., и т.д. В соответствии с этим создалась и организация Окружного Бюро; она громоздка, тягуча и нежизненна. Благодаря всему этому, авторитет Окружного Бюро, как областной организации, был беспощадно утрачен уже давно и даже теперь, при наличии в Бюро более последовательной, противосоглашательской, чисто революционной советской тактики, руководящему большинству Бюро приходится считаться с этим проклятым наследием прошлого соглашательства;

2) лишь в самый последний момент, незадолго до иркутских событий, Окружное Бюро подтянулось и пошло нога в ногу с советскими организациями области, которых оно до этого номинально на бумаге возглавляло;

3) тем не менее, самый тип организации Окружного Бюро оказывается настолько несовершенным, что даже и при наличии революционной советской тактики, уродливость его форм все время дает о себе знать, заставляя часто параллельно Бюро создавать новые советские органы областного объединения, как например, к-т Советских Организаций Восточной Сибири;

4) благодаря указанным причинам, перед настоящим съездом советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов Восточной Сибири ставится во всей его мощности вопрос о полной реорганизации Окружного Бюро для приведения его к нормальному типу областных советских объединений — областному исполнительному к-ту, в его обычной, а не искусственной конструкции.

В силу указанных причин, съезд, вполне одобряя деятельность революционной части Окружного Бюро в лице его нового большинства, одновременно с сим резко осуждает деятельность старого большинства (правых с.-р. и меньшевиков), соглашательство и попустительство которых вызвало здесь, в Иркутске контрреволюционное восстание юнкеров против советов, а на Востоке — Семеновщину, т.е. контрреволюцию, на деньги русских и международных капиталистов».

Принятие резолюции покрывается апплодисментами.

Заслушиваются приветствия представителей крестьянского съезда, давших клятву умереть за добытые октябрьской революцией свободы, и представителей крестьян Балаганского уезда, выражающих поддержку совету народных комиссаров и власти советов на местах,— как истинной трудовой массе (апплодисм.).

Съезд, выслушав приветствия, принимает резолюцию следующего содержания: «Заслушав приветствия Иркут. уездн. крест. съезда, 3-й Восточно-Сибирский съезд советов раб., солд. и кр. депутатов приветствует крестьянский съезд и их желание работать в единой трудовой семье, ибо лишь в единении рабочих, солдат и крестьян залог успехов революции. Да здравствует власть советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов!».

От имени съезда поручается тов. Верхотурову и Танавайко приветствовать революционное трудовое казачество на ст. Иннокентьевской.

Заседание объявляется закрытым в 11 ч. вечера.

«Власть труда», Иркутск, 14 февраля 1918 года


Комментарии

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind

21.14MB | MySQL:38 | 0.196sec