Feb
14
Народный театр
February 14, 1918 | Comments Off on Народный театр |
На очереди дня иркутским городским пролетариатом выдвинут вопрос о народном театре и о народных кинемотографах.
В этом — радостное показание, что пролетариат в нынешний грозный момент борьбы за свое экономическое и политическое раскрепощение сохраняет стремление к культурному развитию и жажду просветительной работы.
Современный театр со своим классовым буржуазным репертуаром не в состоянии удовлетворить высшим потребностям духа.
Буржуазия вступила в период социального вырождения, и характерные черты этого явления сказываются все сильнее в репертуаре ее театра и зрелищ.
Святые идеалы, свободолюбивые порывы — все то, что служило когда-то пламенным материалом и питало буржуазных поэтов, писателей и драматургов — давно померкло и на произведениях современных глашатаев буржуазии проглядывает печать культурного бесплодия.
Вот чем объясняется равнодушное отношение широких рабочих масс к театральному искусству.
«Народные» театры строились и существовали при царизме и продолжают влачить свое существование и до сих пор.
На них тратятся и тратились миллионы народных средств и они давали своим посетителям все виды искусств — от клоунады и жонглерства до оперы включительно.
И в то же время стоило свежему человеку хоть раз окунуться в этот омут грязи, бесвкусия, пошлости и нелепости, чтобы убедиться, что в этих учреждениях очень мало думали об искусстве и еще меньше о народе.
«Народные» театры не имели своего доподлинного народного репертуара и неизменно питались «художественными» изделиями мастеров буржуазных [зрелищ].
[Такие] ненормальные явления могли […]тно в «народных» театрах [потом]у, что сам народ не [принимал] участия ни в строительстве […]ов ни в театральной игре, […] было всецело в руках [представите]лей буржуазии.
[Рево]люционная демократия в […] своем лихорадочном [поиске] новых форм не могла [пройти мимо] таких учреждений как театры и кинемотографы, этих могучих орудий просвещения народных масс, чтобы не сделать их проводником своих идей, чувств и веры в конечное торжество пролетарского движения.
Пролетариат заинтересовался своим театром,— он сумеет вдохнуть в него новую жизнь, придать ему свои формы и свое содержание.
Желание пролетариата очищает путь настоящим руководителям нового пролетарского искусства.
Обязанность руководителей — быть на высоте своих заданий.
Я. Клейман.
«Власть труда», Иркутск, 14 февраля 1918 года
Источник: Слободские куранты (http://kurantynew.ru/new/)