Jan
1
В Народном комиссариате иностранных дел
January 1, 1937 | Comments Off on В Народном комиссариате иностранных дел |
Британский посол в СССР лорд Чилстон и французский посол в СССР господнин Кулондр 27 декабря сего года информировали народного комиссара иностранных дел СССР М.М. Литвинова о том, что британское и французское правительства обеспокоены увеличением числа иностранцев, прибывающих в Испанию для участия в военных действиях. Считая, что подобное развитие событий представляет опасность для мира в Европе, британское и французское правительства предлагают всем государствам, представленным в лондонском комитете, заключить соглашение о скорейшем запрещении выезда гражданам этих государств, намеревающимся принять участие в военных действиях в Испании.
В ответ на означенное предложение народный комиссар иностранных дел СССР Литвинов 29 декабря сего года сделал лорду Чилстону и господину Кулондру от имени советского правительства следующее заявление:
«Советское правительство разделяет тревогу британского и французского правительств, вызываемую развитием событий в Испании, и их опасения, что подобное развитие представляет собою серьезную опасность для мира в Европе. Советское правительство считает бесспорным тот факт, что силы мятежников, борющиеся против испанской республиканской армии, состоят в подавляющей части из иностранных элементов, среди которых испанцы играют ничтожнейшую роль.
С самого начала борьбы силы мятежников состояли преимущественно из марокканцев и, так называемого, иностранного легиона. Таким образом мятеж испанских генералов с самого начала является попыткой опрокинуть силами марокканцев и других неиспанских элементов существующий парламентско-демократический строй, созданный волеизъявлением всего испанского народа. В дальнейшем силы мятежников пополнялись также в значительных количествах германскими и итальянскими гражданами. В последнее время означенные граждане стали прибывать в места расположения мятежных сил в массовом порядке специальными пароходами. Сведения, которыми располагает советское правительство о характере вербовки этих граждан, об их вооружении и отправке пароходов, отнюдь не позволяют говорить, что мы имеем дело с волонтерством. Благодаря этому обстоятельству действительно создается та угроза миру, о которой говорил посол Великобритании.
Советское правительство считало бы правильным и желательным, чтобы исход борьбы в Испании решался исключительно силами самих испанцев. Если невозможно элиминирование (изъятие) иностранного элемента из рядов борющихся сторон, то представляется вполне целесообразным принять меры к дальнейшему прекращению пополнения рядов борющихся сторон неиспанским элементом. Представитель советского правительства в лондонском комитете еще 4 декабря письмом на имя председателя этого комитета внес предложение о запрещении, так называемого, волонтерства и установлении контроля над выполнением этого запрещения.
Пример декларации о запрещении вывоза оружия в Испанию показывает с достаточной убедительностью, что при нынешнем отношении некоторых участников лондонского комитета к международным обязательствам, дальнейшие соглашения без одновременного установления контроля над их выполнением могут иметь своим результатом лишь создание преимуществ для мятежников.
Советское правительство готово присоединиться к англо-французскому предложению о заключении соглашения между государствами, участвующими в лондонском комитете, о запрещении выезда гражданам этих стран, намеревающимся принять участие в военных действиях в Испании. Советское правительство считает, однако, необходимым:
1. Чтобы участники соглашения изъявили согласие на установление эффективного контроля над выполнением этого соглашения.
2. Чтобы те или иные меры контроля были приняты возможно скорее, независимо от согласия или несогласия мятежных генералов.
3. Чтобы участники морально обязались до введения контроля следить за прибытием, так называемых, волонтеров через имеющихся у них на местах официальных и неофициальных агентов и донесения о таких случаях публиковались во всеобщее сведение.
4. Чтобы была установлена возможно ранняя дата заключения соглашения, дабы промежуток, отделяющий нас от этой даты, не позволил бы усилить теперь же отправку в Испанию так называемых волонтеров и чтобы пункт 3-й вступил в силу теперь же.
По мнению советского правительства, цель, преследуемая британско-французским предложением, будет достигнута лишь при означенных условиях». (ТАСС).
«Большевистская сталь», Новокузнецк, 1 января 1937 года