Mar
8
Ст. Нижнеудинск, Томск. ж.д.
March 8, 1918 | Comments Off on Ст. Нижнеудинск, Томск. ж.д. |
С начала революции, когда свергнули самодержавие, а вместе с ним полицию и жандармов,— когда эти отвратительные гады были уничтожены,— все облегченно вздохнули. Но и существующее правительство, как видно, не может обойтись без них и опять насадило на станциях жел. дор. этих «благородных мужей», изменив лишь название: вместо полиции их стали называть милицией. Поневоле вспоминается слова Гоголя: «Русский мужик без клопа и спать не может». Как ни печально, но приходится константировать факт, что и нашим властям, без городового, нет житья.
Попутно с этим не могу не отметить ту странную роль, которую исполняют на здешнем участке цеховые старосты. Они недавно задумали ввести здесь инструкцию с различными дисциплинарными наказаниями и полицейскими уставами. Но к огорчению старост, не только «инструкции» их были с негодованием отвергнуты рабочими, но чуть было не свергнули и их самих. В службе пути собрание секции высказалось против цехового старосты, но последний почему-то продолжает разъезжать по участку и с брезгливой барской миной контролировать рабочих и путевых сторожей.
Кстати о сторожах. Эти бедняки лишь недавно познали, что такое 8-ми час. рабочий день (до сих пор они работали 12 часов в день); да и 8 час. работы им достаются не в сладость, т.к. дежурить им приходится в две смены,— с вечера до утра, т.е. в ночное время, когда холодно и сыро. А одежда на них плохая. Казенного же обмундирования они получают только одну фуражку, да и то, очевидно, для иронии. Обязанности на путевых сторожей большие: охранять путь, правильно встречать поезда, следить не лопнула-ли где рельса, добивать костыли, подкреплять болты и т.д. А случись что-нибудь,— «проштрафился»; едет староста, пишет замечание, грозит расчетом.
В заключение, хочется сказать несколько слов об учебных заведениях — реальном училище и женской гимназии. Здесь также витает призрак полицейской лапы. Учащимся также поставили комиссара. И как они не протестовали, провозглашая школу свободной, все-таки городовой и тут воссиял в полном его величии.
Рабочий 8-го околодка сл. пути.
«Сибирский анархист», Красноярск, 23 марта 1918 года