Sep
3
АНГЛИЯ И ЯПОНИЯ
September 3, 1938 | Comments Off on АНГЛИЯ И ЯПОНИЯ |
ОБЗОР ИНОСТРАННОЙ ПЕЧАТИ
Британская внешняя политика в своих попытках договориться с участниками агрессивного блока пресловутой оси «Рим— Берлин—Токио» терпит одну неудачу за другой. Англо-итальянское соглашение повисло в воздухе, англо-германские переговоры так и не начались, а попытка договориться с Японией потерпела крах. И «Таймс» с сокрушением констатирует, что «переговоры между сэром Робертом Крейги (английский посол в Токио) и генералом Угаки (японский министр иностранных дел) были возобновлены лишь для того, чтобы вновь оказаться прерванными». Чем объяснить эти трудности? Ответ на этот вопрос пытается дать «Таймс» в корреспонденции из Токио и передовой, опубликованных в газете 27 августа. В статье, озаглавленной «Антибританское движение», токийский корреспондент «Таймс» пишет:
«Руководящие представители японского правительства, в частности министры иностранных дел и финансов, стараются улучшить англо-японские отношения, но при этом наталкиваются на сильную оппозицию. Нельзя сказать, чтобы в Японии существовала антибританская партия или велась антибританская кампания, если не считать «антибританского товарищеского союза» — незначительной по своей численности организации, в которую входят бывшие дипломаты, бывшие военные и правые политические деятели. Но ни один международный вопрос не отражается в такой мере на внутренней политике Японии, как проблема англо-японских отношений, и поэтому генералу Угаки так трудно успокоить оппозицию.
Антибританские элементы находятся не только в рядах армии и флота, но и во всех гражданских учреждениях и среди деловых кругов. Трудно подсчитать число лиц, враждебно относящихся к Англии, но можно смело сказать, что к врагам Британии относится большинство всех политически-сознательных людей в Японии не старше 45 лет. Эти люди являются врагами Великобритании, рассматривая ее как торгового конкурента Японии на мировых рынках и как политического конкурента на Дальнем Востоке. Но они враждебно настроены к Британии и по внутреннеполитическим и личным мотивам.
Проблему англо-японских отношений можно понять, лишь учитывая ту борьбу, которая происходит в Японии по меньшей мере в течение последних 10 лет. По существу, это — борьба между «молодыми элементами» и так называемой «кликой старых» — умеренной олигархией, стоящей у власти с тех пор. как Япония стала современным государством. Эта группа «стариков» насчитывает в своих рядах много видных фигур, символическим вождем которых является в политическом отношения так называемый генро — князь Сайондзи. В экономической области эту группу возглавляют владельцы крупнейших предприятий, как Мицун, Мицубиси, интересы которых представляет теперешний министр финансов. Против этих «стариков» выступает честолюбивая патриотическая молодежь (имеется в виду «молодое офицерство» и другие подобные группировки), мечтающая об экспансии.
По мнению этой молодежи, экспансия — это миссия Японии. Однако «старики» в силу своей «умеренности и трусости» мешают достижению этих целей. Их «мертвящее влияние» должно быть устранено, и их места займут молодые. Вот к чему стремятся сотни националистских организаций, возникших в Японии за последние 10 лет. Такова идеология молодых людей и даже офицеров и чиновников, таковы цели всех «патриотических» убийств, совершенных в 1932 году и в 1936 году во время токийского военного мятежа».
Отметив, что «старики отличаются по традиции своими пробританскими симпатиями», корреспондент продолжает:
«Молодые японские офицеры настроены против Британии не только потому, что они против своих «стариков», но и потому, что видят в Англии препятствие на пути к дальнейшей экспансии Японской империи.
Деловые круги относятся враждебно к Британии по очень простой причине: они видят в Англии своего торгового конкурента. К виднейшим представителям антибританского движения относится Сито Цуда — председатель текстильного концерна Канегафуци.
Какова программа этих антибританских элементов? Их требования доходят до полного устранения британского влияния в Китае. Поскольку они, однако, остаются на почве практической политики, они выступают против восстановления британских прав в Китае».
Комментируя эту корреспонденцию в передовой, «Таймс» пишет:
«Наш токийский корреспондент дает реалистический анализ японских настроений в отношении Великобритании.
Этот диагноз сейчас пришелся очень кстати, если учесть теперешнее состояние англо-японских отношении. Нужно, чтобы наш народ отдал себе отчет в тех трудностях, которые стоят перед лицами, старающимися в Токио улучшить отношении между обеими странами. Мы должны сказать, что враждебное отношение японцев к нашей стране отнюдь не искусственное явление. Враждебный тон японской прессы по отношению к Англии, принявший в начале теперешней войны истерический характер, не инспирирован властями, и он в точности отражает чувства большинства в Японии».
Объясняя причины этого враждебного отношения, газета пишет, что, по мнению Японии, Великобритания является основным соперником Японии во всем мире в коммерческом отношении, а на Дальнем Востоке и в политическом.
Газета с сокрушением отмечает антибританскую позицию японских властей в Китае и предостерегающе заявляет, что в этих условиях «японское правительство едва ли может проводить политику, основанную на справедливом отношении к другим державам. Положение не поддается контролю, и, вероятно, так будет до тех пор, пока японские милитаристы не будут окончательно дискредитированы в глазах всего японского народа».
«Достаточно сказать,— продолжает газета,— что политика японских милитаристов в Китае обрекает Японию на катастрофу. Падение Ханькоу (если это вообще случится) уже не сможет вознаградить захватчиков за потерю их крупнейшего рынка, за пролитие потоков крови, за падение их престижа в глазах всего мира…»
«Правда», Москва, 3 сентября 1938 года