БОРЬБА С ТАЕЖНЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ

June 15, 1939 | Comments Off on БОРЬБА С ТАЕЖНЫМ ЭНЦЕФАЛИТОМ |

На тысячи километров тянулась угрюмая, безлюдная тайга. Геологам, географам. геодезистам, которые первыми пришли в эти моста, приходилось прибираться через болота и топи. Край был богатый. За разведчиками шли строители, возникали поселки, прокладывались гати.

И тогда люди, осваивавшие тайгу, столкнулись с новой неизвестной болезнью. Она начиналась весной, в мае. У больного резко поднималась температура, развивались опасные мозговые явления, парализовывались мышцы. Врачи могли только наблюдать за ходом таежного весенне-летнего энцефалита. Никто не знал, как лечить больного, как предотвратить заболевание.

Мы ищем богатства природы. Геологи находят уголь, медь, нефть, железо. Ботаники открывают ценные, важные для человека растения. Но есть не менее нужная работа — распознание отрицательных сил природы. Мы знаем их далеко не все. Человек осваивает новые земли, и там — на окраинах страны, в песках Средней Азии, в болотах севера он сталкивается с опасными врагами. Много лет тому назад, когда русские вступили в долину Мургаба, 85 проц. солдат переболело пендинкой. Началась борьба с этой болезнью.

Год за годом врачи работают в Средней Азии. Комсомолка Полина Макарова, чтобы выяснить некоторые спорные вопросы, привила себе пендинку. Врачам удалось узнать, что человек заболевает от укуса москита. Песчанки, тонконогие суслики и другие грызуны хранят в своем организме возбудители пендинки и передают его москитам. Руководимая доктором Латышевым экспедиция отдела паразитологии Всесоюзного института экспериментальной медицины поставила опыт ликвидации очага болезни — удалось затравить полмиллиона нор грызунов.

Так разгадывались пути болезни, так люди находили средства борьбы с нею.

Когда в Москву пришло известие о вспышке таежного энцефалита, было решено послать экспедицию. В тайгу поехали паразитологи, которые должны найти переносчиков болезни, и вирусологи — им предстояло выделить виновника болезни — вирус, разрушающий организм человека.

…Стояли дождливые, холодные дни. В маленькую комнатку привозили все новых людей. Было тяжело наблюдать за ходом болезни, не зная, как вылечить человека. Книги тут не могли помочь. Работали с утра и до поздней ночи. Михаил Чумаков начал было писать дневник, но бросил: не хватало сил. Мало, страшно мало знали люди о таежном энцефалите. Действовали пока ощупью, вслепую. Вводили больному сыворотку выздоровевшего. Кровь человека, справившегося с болезнью, должна содержать антитела — вещества, гибельные для возбудителя болезни. Сыворотка помогала.

Думалось, что кое-что найдено. Но ближайшие события показали обидное бессилие. Один за другим заболели трое участников экспедиции. Болезнь протекала тяжело. Несколько дней люди боролись со смертью. Они поправились, но остались неизлечимые последствия.

Значит рано еще говорить о победе. Весной 1938 года работы возобновились.

Крупнейший советский паразитолог Евгений Никанорович Павловский и вирусолог проф. Смородинцев поехали вместе со своими учениками. В тайге возник небольшой научный городок. С утра участники экспедиции уходили в лес. Ноги вязли в топком болоте. Слепни, комары, всевозможная мошкара облепляли тело. Люди собирали насекомых. Надо было подсчитать, в какие месяцы больше всего комаров, слепней и других кровососущих. Оказалось, что вспышка заболеваний энцефалитом происходит в пору, когда комаров и слепней сравнительно мало, но зато в огромном количестве встречаются голодные взрослые клещи.

Так был отыскан первый след. Охотились на клещей, зная, что каждое из этих маленьких, жадных до человеческой крови насекомых может укусить, принести болезнь, грозящую смертью или инвалидностью. Шли вдвоем. Осматривали друг друга, не забрался ли клещ под комбинезон. Работа трудная. Но теперь победа становилась ощутимой. И потом в самые тяжелые минуты откуда-нибудь из таежной глухомани появлялся Евгений Никанорович Павловский, и от ласкового слова этого неутомимого ученого сразу становилось легче на сердце.

Теперь уже о болезни знали многое. Ее вызывает невидимый даже под микроскопом враг — фильтрующийся вирус, попадающий в кровь при укусе клеща.

Возвращались в Москву с богатым материалом. Начинался второй этап работы. Энцефалитом заражали белых мышей. Животные погибали. Надо было попытаться выработать в организме мышей иммунитет. Первая ступенька в разрешении огромной задачи — создание прививки, предохраняющей человека.

Тишина. Работа требует напряженного внимания. Точные, рассчитанные движения. Человек хорошо знает, что будет, если яд попадет к нему в кровь. Надежда Вениаминовна Каган искала способ убить вирус так, чтобы он создавал у животного иммунитет. Организм, справившийся с убитым вирусом, быть может, выработает вещества, способные победить и вирус живой. От исхода работы, которая велась в лаборатории профессора Смородинцева, зависели жизнь, судьба, здоровье сотен людей.

Наступила осень 1938 года. 6 ноября Надежда Вениаминовна почувствовала себя плохо. Вначале казалось, что это обычный грипп. Потом через несколько дней обнаружились знакомые симптомы тяжелой болезни. Михаил Чумаков и доктор Соловьев, переболевшие энцефалитом, дали свою кровь, чтобы приготовить сыворотку, нужную для спасения товарища.

Но было уже поздно. Надежда Вениаминовна Каган умерла через несколько дней. Погиб смелый, чудесный советский исследователь. Отдала свою жизнь в борьбе с энцефалитом и мужественная комсомолка-лаборантка Таля Уткина.

Но никто не ушел из лаборатории. Недавно экспедиция ВИЭМ снова выехала в тайгу. Теперь врачи не были безоружными. Вакцина, над созданием которой работала Каган, введена в кровь двум тысячам человек. Болезнь отступает и сама. Клещи — жители глухой, безлюдной тайги. Просеки проложили дорогу солнцу, земли распахиваются, осушаются болота, и клещей становится меньше.

Из года в год будет падать число заболеваний энцефалитом, совершенствуются средства борьбы с этой болезнью. В тайге возникнут десятки поселков. Академик Павловский и его ученики вместе с вирусологами и клиницистами, рискуя жизнью, прокладывают путь советским людям, осваивающим новые земли.

А. ШАРОВ.

«Правда», Москва, 15 июня 1939 года


Комментарии

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind

21.14MB | MySQL:38 | 0.199sec