Oct
28
Накануне восстания.
October 28, 1917 | Комментировать |
За несколько дней до открытия съезда советов, организованного большевиками, в Петрограде достоверно стало известно о готовящемся вооруженном выступлении большевиков с целью захватить власть в руки советов и объявить немедленное перемирие.
Во главе организации нового мятежа (июльский мятеж большевиков обошелся в 800 жертв) встал петроградский совет рабочих и солдатских депутатов, возглавляемый Троцким (Бернштейном). Техническое оборудование восстания было поручено «практикам» (Каменев так их и назвал), был организован особый военно-революционный комитет, на заседании которого скрывающийся Ленин и Троцкий высказались за вооруженное выступление.
Центральный исполнительный комитет всероссийского съезда советов, противник мятежа, и центральный исполнительный комитет всероссийского совета крестьянских депутатов, также осудивший преступную затею большевиков, оказались бессильными предотвратить восстание.
Временное правительство решило бороться самым энергичным образом.
Последние столичные газеты принесли сведения о принимаемых мерах той и другой сторонами — правительством и большевиками.
Начиная с 20-го октября, в Петрограде управлением милиции предполагается в наиболее оживленных местах установить постоянный усиленный воинский патруль. Петроград будет разделен на несколько районов,— сообщают «Русск. Ведом.»,— и в каждом районе будет находиться специальный комиссар, в распоряжение которого будут отданы войсковые части. В виду отсутствия у многих милиционеров оружия, управление милиции принимает меры к вооружению большинства петроградских милиционеров.
Главнокомандующий петроградским военным округом полковник Полковников представил военному министру подробный доклад о настроении в петроградском гарнизоне в связи с имеющим быть выступлением большевиков. Помощник главного начальника петроградского военного округа капитан Козьмин посетил 17 и 18 октября некоторые войсковые части петроградского гарнизона, в частности, Семеновский и Преображенский полки. Если настроение в Семеновском полку не вполне определенное,— говорит «Речь»,— так как симпатии части полка, повидимому, привлек к себе выступавший там 17 октября председатель петроградского совета Троцкий, то в Преображенском полку, за исключением двух рот, создалось настроение вполне благоприятное для вр. правительства и центрального комитета советов рабочих и солдатских депутатов.
Место заседаний правительства, Зимний дворец, охраняется юнкерами. С 18 октября на Дворцовой площади установлены бронированные автомобили с пулеметами.
Большевики свои намерения стали вскрывать перед открытием съезда советов; более-же открыто, очевидно, началось с выборов делегатов от петроградского совета на съезд.
В результате голосования за большевиков было подано 433 голоса, за социалистов-революционеров 142 и социал-демократов меньшевиков 40. Делегатами на всероссийский съезд избраны: от большевиков — Троцкий, Каменев, Володарский, Юренов и Лашевич; от социалистов-революционеров Титов и Болдырев и от меньшевиков — Варнавский.
После выборов Л. Троцкий произнес речь, в которой указал, что большевики вступили в период обостренной борьбы. Петроградский совет до сих пор не назначал срока вооруженного выступления.
—Наступать,— говорит он,— собирается буржуазия, и если это наступление произойдет, то мы на него ответим контр-наступлением и уверены, что под знаменем петроградского совета выступит весь петроградский гарнизон и пролетариат. Наше контр-наступление,— добавил оратор,— будет беспощадным и будет доведено до конца.
Помогал в этом и комитет северного областного съезда советов рабочих и солдатских депутатов который послал во все армейские комитеты и провинциальные советы депутатов радиотелеграмму. В ней говорится, что вся буржуазия вр. правительство и соглашатели всеми средствами стараются сорвать предстоящий съезд советов, главной задачей которого является предложить немедленное перемирие для всех фронтов и передать землю крестьянам. Кроме того, в этой радиотелеграмме предлагается переизбрать те провинциальные советы рабоч. и солдат. депутатов и армейские организации, которые высказываются против съезда, т.е. подобрать большевистское большинство.
По поводу этой телеграммы всем комитетам и советам (о съезде советов с указанием целей его — захват власти и перемирие) бюро центральн. исполнит. комитета советов разослало всем свою радиотелеграмму, в которой указывается на превышение областным съездом своих полномочий. Вместе с тем, в радиотелеграмме указывается, что указанием целей съезда как бы предрешается работа его.
Об этой «работе» «День» дал уже совершенно определенные сведения, взволновавшие и рассердившие Троцкого.
Как нам сообщают,— пишет «День», был разработан следующий маршрут и общий план передвижения рабочих и солдатских масс в целях захвата власти, разработанный в большевистских кругах.
Всего должны были двинуться три «армии»: одна должна была направиться с Охты и, перейдя через Литейный мост, включив Выборгский район, пойти к Таврическому дворцу и занять его. Таврический дворец, согласно этому плаву, предполагалось сделать штаб-квартирой восставших; другой отряд должен был отправиться из-за Нарвской заставы по Обводному каналу, чтобы захватить в свои руки весь центр, все министерства — министерство продовольствия (Аничкин дворец), министерство внутренних дел, министерство юстиции, министерство земледелия, Мариинский дворец (в нем заседает врем. совет республики) Зимний дворец (правительство) и почтамт. Наконец, из Старой и Новой Деревни должны были двинуться большие массы рабочих вместе с элементами темными и подозрительными для захвата мостов и занятия Петропавловской крепости, откуда предполагалось создать серьезную угрозу Зимнему дворцу.
План выступления был в значительной мере основав на сочувствии и поддержке городской милиции.
18 октября в Смольном институте (где заседает петроградский совет) состоялось закрытое собрание представителей полковых и ротных комитетов петроградского гарнизона [созванное] по инициативе военного отдела петроградского совета. Собрание было очень многолюдное: присутствовали представители почти всех воинских частей, расположенных в Петрограде и его окрестностях. Отсутствовали лишь делегаты петроградского, преображенского, первого запасного, шестого саперного полков и казачьих сотен, находящихся в Петрограде. В начале заседания, по предложению президиума военного отдела, представители отдельных частей петроградского гарнизона сделали доклады о настроении солдат в этих полках.
Противниками правительства, центрального исполнительного совета рабоч. и солд. депутатов и, следовательно, сторонниками и единомышленниками петроградского совета высказались представители следующих воинских частей, стоящих в столице: Измайловского полка, гвардии Егерского полка, Московского полка, Гренадерского полка, резервного Волынского полка, Павловского полка, Кексгольмского полка, первого Стрелковского полка, электротехнического батальона, 89-ой пешей вологодской дружины, гвардейского экипажа, Семеновского полка, 2-го Балтийского экипажа, 3-го запасного полка, гвардейского артиллерийского дивизиона.
Многие из представителей этих частей заявили, что их части ждут сигнала от петроградского совета для «организованного выступления».
Сторонников центрального исполнит. комитета на этом заседании оказалось очень мало: представители 9-го кавалерийского полка, 1-ой Ориенбаумской школы прапорщиков, 2-ой Петергофской школы прапорщиков да маршевых эскадронов гвардейской кавалерии. Представитель последней заявил, что кавалерия относится пассивно к предстоящему выступлению и вряд ли пожелает для подкрепления требования передачи власти советам прибегнуть к вооруженной силе. В среде кавалерии находится несколько казачьих сотен и ударных батальонов, которые сочувствуют правительству.
Присутствовавший в заседании Л. Троцкий усердно отмечал на своем блок-ноте заявления представителей полковых и ротных комитетов и, по окончании докладов, выступил с речью:
—Вас собрали сюда в виду тревоги,— сказал Троцкий,— возникшей в Петрограде. Тревога началась с того момента, когда правительство постановило вывести две трети петроградского гарнизона, ибо в этот момент стало ясно, что контр-революционная буржуазия решила пойти в открытый бой с революционной армией. Одновременно с этим, буржуазная пресса в своих наглых статьях заявляла, что 22 октября большевики готовят вооруженное выступление. Газета «День» поместила статью, в которой точно описывается план и характер ожидаемого выступления. Мы знаем, какие цели преследуются буржуазной и частью социалистической прессы. Цель эта заключаются в создании возмущения в широких народных массах против петроградского совета. И я должен сказать, что «Новая Жизнь» (М. Горького) держит себя в этом вопросе также недостойно. Меня в этой газете спрашивают — на какой день и готовлю я вооруженное выступление? И тут я должен сказать, что у нас, большевиков нет такого решения, о котором бы не сообщалось в нашем печатном органе. Однако, я точно могу засвидетельствовать, что петроградский гарнизон воспротивился выводу войск и не позволит обнажить Петроград, чтобы открыть ворота Корнилову. Правительство желает пойти в открытую борьбу с Мы на этом вопросе бой примем и примем с честью.
Речь Л. Троцкого все время прорывается возгласами с мест: «Ложь». Однако, Троцкий не смущался и не отвечал на эти возгласы.
Присутствовавшим членам центрального комитета советов слово предоставлено не было, и последние, в виде протеста покинули зал заседания. В конце заседания президиумом был оглашен ряд постановлений относительно непрерывной связи петроградского совета со всеми воинскими частями гарнизона. К числу этпх постановлений относятся назначение специальных комиссаров от петроградского совета во все воинские части, дежурства у полковых телефонов и ежедневное осведомление о намерениях и решениях революционного комитета, выделенного из петроградского совета и т.п. На заседании петроградского совета, состоявшемся в те же дни, Троцкий открыто сказал следующее:
—Между прочим,— говорил он, — указывают, что я, как председатель совета, подписал орден на 5 тыс. винтовок. Да, я такой ордер подписал для Сестрорецкого завода, в силу решения которое состоялось еще в корниловские дни, о вооружении рабочей милиции. Петроградский совет и впредь будет отстаивать вооружение рабочих.
Председатель заседания (большевик) Каменев (Розенфельд) заявил, что он подписывается под каждым словом Троцкого и тем, раз навсегда, прекращает басни буржуазной печати о том, что между Троцким и Каменевым имеются какие-то разногласия.
Затем сообщается.
К предстоящему выступлению большевиков спешно вооружаются рабочие фабрик и заводов. В течение 17-го и 18-го октября было выдано оружие — винтовки и револьверы рабочим главной цитадели большевиков — рабочим выборгского района. 18 октября получили оружие рабочие Большой и Малой Охты и Путиловского завода.
В выборгском районе, невдалеке от дачи Дурново (сыгравшей печальную роль и в дни июльского мятежа) ежедневно происходит усиленное обучение рабочей «красной гвардии», при чем для стрельбы в цель приспособлен особый тир. Под руководством собственных инструкторов красногвардейцы прилежно проходят строй, учатся штыковой атаке и производят впечатление хорошо обученных воинов.
По заявлению некоторых их них, в распоряжении «красной гвардии» имеются пулеметы и даже три броневых автомобиля. Со всей этой кровавой, преступной затеей пытались бороться некоторые петроградские революционные организации.
В связи с предполагаемым выступлением большевиков центральн. исполнит. комитет совета раб. и солд. Депутатов обратился к рабочим и солдатам с воззванием, в котором требовал от них не поддаваться призывам к выступлению, которое в эти дни было бы преступным легкомыслием. Воззвание заканчивается следующими словами: «Рабочие и солдаты, не поддавайтесь провокации. Помните о вашем долге перед страной и революцией, не нарушайте единства революционного фронта обреченными на неудачу выступлениями».
18 октября, вечером, состоялось заседание «Центрофлота», посвященное обсуждению вопроса об отношении к предполагаемым уличным выступлениям. После продолжительных прений была принята следующая резолюция:
“Центрофлот”, обсудив вопрос о предполагаемом выступлении с оружием на улицах, категорически высказывается, что в данный момент такое выступление есть преступление перед страной, ибо оно поведет к столкновению двух лагерей революционной демократии, а плодами воспользуется только контр-революция». Заметим что, помимо “Центрофлота”, существует еше большевистский “Центробалт”. Надо полагать, что он и послал на Петроград крейсер “Аврору”.
Кстати, не знаменует ли это отсутствие единства в Балтийском флоте.
17 октября на Путиловском заводе состоялся многолюдный митинг, на котором была вынесена резолюция о недопустимости каких-либо выступлений под флагом определенных политических партий крайнего направления.
Не остался равнодушев и фронт, болезненно отзывающийся на все несчастья в тылу, устающий от политики.
Как сообщают «Русским Ведомостям» из военного министерства, слухи о предстоящем вооруженном выступлении в Петрограде взволновали фронт, и от всех армейских комитетов и младших солдатских представительных органов поступают телеграммы с предложением предоставить фронту возможность прекратить бесчинства тыла.
Эти бесчинства — в хвосте и впереди большевиков — спешат использовать темные — преступные и реакционные — силы; используют их, конечно, и немцы…
Помните, в дни июльского мятежа нашлись охотники в первую голову захватить военную контр-разведку, никакого отношения к политике не имеющую, сосредоточивающую в себе важные военные сведения.
И на этот раз темный мир Петрограда оживился, чувствуя поживу.
За последние дни в Петрограде наблюдается небывалый наплыв дезертиров,— сообщает «День».— Все вокзалы переполнены ими. На Варшавском вокзале не пройти от солдат подозрительного вида, с горящими глазами, возбужденными лицами, которые готовы пойти на что угодно.
Объезд окраин производит с этой точки зрения ужасное впечатление. По набережной Обводного канала бесцельно движутся толпы пьяных матросов. В воздухе чувствуется приближение грозы. Повидимому, выступление неорганизованных масс может произойти теперь даже помимо воли тех элементов, которые создали для него почву своей проповедью.
Имеются сведения о прибытии в Петроград целых воровских организаций, чующих наживу. Организуются темные тилы, которымипереполнены чайные и притоны. Неорганизованные выступления при таких условиях повлекут за собой дикий погром. По мнению авторитетных представителей столичной власти, Петроград, быть может, накануне новой Валфоломеевской ночи.
Принят целый ряд мер к предупреждению опасных эксцессов. Вся милиция, без исключения, вооружена револьверами. В состав милиции взято 600 отборных солдат вполне сознательных и преданных правительству.
Нужно сказать, однако,— говорит газета,— что дело охраны столицы от темных сил не стоит на высоте, ибо нет достаточно надежного исполнительного органа. Городская милиция, в которой очень много крайних левых элементов, не всегда делает то, что нужно, вследствие чего и не могут быть вполне точны расчеты на нее.
“Русская Воля” к этому прибавляет:
В течение последних двух дней в городе совершается кража значительных количеств винного спирта. Проникая в помещения, где находится спирт, злоумышленники не похищают ничего другого. Эти кражи обратили на себя особенное внимание милиции.
Общее настроение столицы характеризуется следующим соообщением:
Шум вокруг выступления большевиков способстовал тому, что его перестали бояться.
«Сибирская жизнь», Томск, 28 октября 1917 года