Oct
28
Земельный вопрос у социал.-революционеров.
October 28, 1917 | Комментировать |
Социализация, всеобщее поравнение на[ем]ного труда в сельском хозяйстве, право каждого на землю и т.д., и т.д. — с такими лозунгами партия с.-р. уже больше 10 лет выступает перед массами. И теперь эти лозунги раздаются на митингах, повторяются в печати, в брошюрах, газетах, листовках. Так “партия трудящихся” говорит с простым народом.
Но совсем иные речи раздяются, когда дело происходит в кабинетах, когда вместо голых шаблонных лозунгов приходится создавать живую канву действительных отношений. Тут с полной ясностью выступает вся беспринципность, весь оппортунизм этой народнической партии, не умеющей подчинить жизнь своим требованиям.
В дальнейшем речь будет итти главным образом о работе с.-р по подготовке земельной реформы в Глав. Зем. Ком., где с.-р. находится в большинстве. Материалы частью опубликованы, частью будут опубликованы в ближайшем будущем.
С.-р. кричат о поравнении на митингах, а при проекте коренной земельной реформы это поравнение превращается в нечто очень дикое: крупное крестьянское хозяйство затрагивается только в том случае, если „землевладение его превышает двойную норму землепользования потребительно-трудового хозяйства”.
„Да превратится сие порося в карася”, заявил архиерей в анекдоте и начал как ни в чем не бывало есть поросенка. Да получат богатые крестьяне двойную порцию, говорят ученые с.-р., и да будет сие поравнением! Если принять во внимание, что зажиточные крестьянские семьи обычно отличаются большим числом членов, то двойная норма может дать нередко до 50 и до 75 дес.
И вот, вместо того, чтобы сказать прямо, что земли мелких собственников вовсе не будут затронуты реформой без крайней нужды, вводят какие-то ни с чем несообразные двойные порции. В результате крупное крестьянство негодует и массами переходит в союзы земельных собственников, становится враждебным революции, боясь за свои земли. С другой стороны рядовое крестьянство увидит себя обманутым, ибо ему обещали равенство, а здесь сугубое неравенство. Сами же с.-р., наконец растеряют все предпосылки, сдавая так беспринципно свои позиции. Столь же. большой конфуз случился и с другим лозунгом с.-р. Сколько демагогий, сколько шуму было вокруг знаменитого „равного права всякого на землю”.
Наивные массы верили с.-р., что это право обозначает, что всякий желающий может получить нужное ему количество земли.
Теперь же такой авторитет, как нынешний министр земледелия С.Л. Маслов, разъяснил, сколь ошибочно и легкомысленно было такое превратное толкование. Оказывается, что в данном случае ударение надо сделать на слове „равное”, а вовсе не на слове „право”. Иначе говоря, лозунг обозначает, что все, получающие землю, получат ее поровну.
Но самих получающих будет очень немного. По всем расчетам тех же с.-р. может хватить, и то с большим трудом, на дополнительное наделение крестьян имеющих ниже среднего уровня и в некоторых случаях для безземельных или с.-х. рабочих. Только и всего. Опять для народа одна доктрина, а для более узкого употребления — другая.
Для народа громы и молнии против помещиков. А на деле нечто иное. Усадьбы оставляются помещикам во всяком случае. Мало того, им дается земля [по трудовой норме].
А так как они имеют наемных рабочих, то несомненно придется им, как крупным крестьянам, [предост]авить двойную порцию против ост[ального] населения. И так в деревне ос[…] [непри]косновенными [… … …]да Главная [… … …]мещики — бу[… … …] Соц.-ре[… … …]ется, что в [… … …] где есть свекла, семенные, скотоводственные и т.д.), „имения оставляются в распоряжении их настоящих хозяев (владельцев или арендаторов) на такие сроки и на таких условиях, которые обеспечивали бы поддержание ведущегося хозяйства в виде, отвечающем его назначению”.
Революция бьется, чтобы лишить экономической сили крупных помещиков и тем сделать их слабыми социально. В то же время одна из партий, называющая себя революционной на более или менее продолжительный срок намеревается оставить помещика под тем предлогом, что имение может прийти в упадок.
Остановимся еще на одном вопросе. Громы и молнии мечут с.-р. против с.-д. за то, что те указывают на невозможность уничтожения наемного труда в сельском хозяйстве. В каких только грехах не упрекали нас с.-р. демагоги. А теперь?— Нынешний тов. мин. продовольствия Кондратьев заявляет, что „было бы ошибкой принимать такие меры как, например, издание декрета, воспрещающего наемный труд в сельском хозяйстве”.
Невольно возникает вопрос: что же, целая партия сознательно обманывает массы? —Отнюдь нет. Но такая раздвоенность бывает всегда, когда люди не свели концов с концами. Целое десятилетие с.-р. выкидывали лозунги, а когда вплотную подошли к вопросу, то очутились перед [необхо]димост[ью э]ти лозунги
[…]
«Знамя революции», Томск, 28 октября 1917 года