Кандидат от партии Народной Свободы в члены Учредительного Собрания от Енисейского избирательного округа.

Дмитрий Евдокимович Лаппо родился в 1861 году. Общественная его деятельность началась очень рано.

Еще во время пребывания в Киевской 3 гимназии, он принимал деятельное участие в организации учащихся средних учебных заведений и после ареста его друга Александра Бычкова был председателем объединенного комитета всех средних учебных заведений гор. Киева и стоял в рядах партии Народной Воли.

В 1879—1881 годах в Киеве образовалось три соперничавших между собою Народовольческих Организаций: Левинского (с Левинским был близок Ангел Богданович), бр. Бычковых и представителя Исполнитсльн. Комитета П. В. Гортынского (после Савелия Златопольского). Вокруг последнего группировались А. Спандони, В. Перо, К. Росси, В. Иванов, Саранчов, Урусов. С ними же объединялся и Д.Е. Лаппо. В тоже время он был в самых тесных отношениях с друзьями детства Александром и Владимиром Бычковыми. После разгрома известным полковником Новицким всех трех организаций, в Киеве создалась одна мощная народовольческая организация, о которой дает не полные и не совсем точные воспоминания А. Бах (Кощей Бессмертный) в “Былом” и в приложении к “Истории Рев. движ. в России” Туна, изд. “Донской Речи”.

После предательства С. Дегаева (тогда слово провокатор еще не было изобретено) партия Народной Воли была разгромлена, но Киевская организация уцелела, потому что состав ее не был известен Дегаеву. Но тем не менее, вместо разъехавшихся членов центральной группы, была образована центральная группа из членов подгрупп. Независимо от предательства Дегаева Киевская организация в это подверглась сильным преследованиям, многие члены ее были арестованы, в том числе и Д.Е. Лаппо. Он привлекался по делу о пропаганде среди военных Киевской крепости; по этому делу был осужден его друт Н. Немировский, умерший в ссылке в Енисейской губ.

Из Киевской же организации взяты для убийства Судейкина В. Конашевич из группы Д.Е. Лаппо (Конашевич ныне в психиатрической больнице Казани) и П. Стародворский из группы “Варягов”. В этой группе с Суворовым во главе были главным образом уроженцы Каменец-Подольской губ.

Д.Е. Лаппо был освобожден за несколько дней до убийства Судейкина. Центральн. группа состояла из И. Врочинского, В. Корниенко, И. Конавальчикова и А. Похитоновой. Захарин (Бернар) ознакомил ее с общим положением дел: предательством Дегаева, предстоящим убийством Судейкина. Д.Е. Лаппо вошел в Центральную группу. После убийства Судейкина Конашевич и Стародворский возвратились в Киев. Сюда съехались для издания очередного номера “Народной Воли” Шебалин, Панкратов и др.

Киевская группа для выяснения общего положения, послала за границу А. Похитонову. Результатом этой поездки был приезд в Киев В.А. Каратанова, участвовавшего вместе с Л. Тихомировым и Н. Оловенниковой в допросе С. Дегаева после убийства Судейкина. Д.Е. Лаппо был вновь арестован. Чрез несколько дней приехал В.А. Караулов. Начались новые аресты: Шабалины супруги, Панкратов, П. Дашкевич Степанов Дордовский, В.А. Караулов и другие были арестованы и привлечены по делу издания номера Нар. Воли и типографии, а В. Карниенко, П. Врачинский, Д.Е. Лаппо по местным делам. Д.Е. вновь был освобожден и покинул Клев после юбилейной студенческой демонстрации, после разгрома квартиры ректора Рененкампфа во время торжественного обеда с участием К. Победоносцева и других почетных гостей.

Вновь Д.Е. был арестован в Гомеле, когда садился в поезд, чтобы ехать заграницу.

В Гомеле Д.Е. Лаппо вел много лет пропаганду среди железнодорожных рабочих; здесь им была организована, кажется, первая в России железнодорожная стачка. Им же в Киеве был органнзован марксистский кружок, в который входил Евгений Степан, (теперь Эмигрантов) безвременно умерший Наум Розенштейн. И. Врачинский.

В 1885 году Д.Е. был отправлен в административную ссылку, и 1887-1890 г. он находился в Енисейской Губ. Во время его жизни в Красноярске из ссылки бежали чрез Красноярск Александр Бычков, А. Похитонова, Бурцев, Сабунаев.

Возвратившись из Сибири Д.Е. Лаппо принял участие в воссоздании народовольческих организаций; в Гомель приехал С. Фойнинцкий, здесь и жили старые друзья Д.Е. — Н.И. Кулябко-Корецкий, И. Коновальчиков. В Гомеле состоялся маленький съезд пред готовившимся съездом в Казани. Сабунаев в это время вел с успехом агитацию в волжских городах против народовольческих принципов политической борьбы и царизмом.

Съезд в Казани не состоялся, потому что в самой Казани произошел разгром местной революционной организации, были арестованы и некоторые из революционеров-участников будущего Съезда.

Из Казани Д.Е. сначала уехал в Пермскую губер., чтобы замести следы, и затем же переехал в г. Чистополь. Живя в Чистополе, где он был избран городским секретарем, он принимал самое деятельное участие в поволжкой прессе: Казанском Биржевом Листке, где ближайшее участие принимали К. Лаврский, областник, ближайший друг Г.Н. Потанина, и прис. повер. М.Л. Мандельштам, ныне Кандидат в Учредительное Собрание партии Народной Свободы от Москвы, в “Волжском Вестнике”, где Секретарем был тогда Иванчин Писарев, в “Камско—Волжском Крае”, где была напечатана первая замеченная повесть Евгения Чирикова, в “Самарской Газете” во время руководства газетой Дробышевским (Уманец). В Чистополе он принял самое широкое участие в общественной деятельности. В 1896 году Д.Е. Лаппо был избран Красноярской Городской Думой в Городские Секретари.

Выдержавши при Казанском Университете Государственный экзамен в юридической Комиссии, он переехал в Красноярск. Реакция в России не давала дышать.

С 1901 года деятельность служебная Д.Е. сосредоточилась в судебном ведометве, сначала мировым судьей, а затем членом Красноярского Окружного Суда. Непродолжительная деятельность Д.Е. в качестве городск. секретаря дала, тем не менее, ему возможность отстоять в то тяжелое время административного прижима самостоятельность городского самоуправления по целому ряду вопросов: так в течение одного лишь года он провел 12 жалоб на решения Общего Присутствия.

Составленные им инструкции от Думы Городской Управе и другим исполнительным органам самоуправления до последнего времени были единственным руководством деятельности органов Думы. При нем было начато печатание Городских смет и отчетов, причем это право Думы пришлось защищать весьма энергично вследствие противодействия Общего Присутствия. Одновременно — Д.Е. состоял и членом секретарем общества попечения о народном образовании, и общество обязано ему многим.

Занимая должность мирового судьи в г. Минусинске, он был избран председателем о-ва попечения о народном образовании.

По его инициативе был открыт Мартьяновский детский приют в ознаменование 25-летия Минусинского музея.

Принявши деятельное участие в трудах Минусинского уездного Комитета о сельскохозяйственных нуждах, Д.Е. представил в Комитет три доклада.

1. О введении в Сибири земских учреждений;

2. реформе инородческого Суда и Управления;

3. О необходимости свободного жительства евреев в Сибири в интересах поднятия ремесленной промышленности.

В бытность Д.Е. в Чистополе по его инициативе было открыто общество попечения о бедных. В голодовку 1890 он принимал деятельное участие в помощи населению г. Чистополя и Чистопольского уезда.

В бытность гласным прежнего состава Городской Думы Д.Е. был выбран Председателем Училищной Комиссии.

Из печатных трудов Д.Е. известны: “Городские общества”, “Городские недвижимости”, “Общественное Управление Минусинских инородцев”. “Преступление и наказание по степному праву Сибирских кочевых инородцев”. “Троеверы”.

В 1895 г. в Казани вышел его сборник “Белорусские рассказы”, обративший на себя внимание повременной печати.

«Свободная Сибирь», Красноярск, 10 ноября 1917 года


Комментарии

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind

21.14MB | MySQL:38 | 0.172sec