Oct
29
Два синода.
October 29, 1917 | Комментировать |
На одном из последних заседаний церковного собора произошло публичное «объяснение» нового синода, созванного В.Н. Львовым со старым.
Реакционные соборные круги с самого начала обнаружили глухой антагонизм к наличным синодальным членам. «Московсие» и «Петроградские ведомости» ведут систематическую травлю синодальных архиереев и особенно пресвитеров «львовцев». Правые обвиняют синод в разрушительном либерализме, подрыве епископской власти и прислуживании к Львову, «разрушившему» церковь. Синоду ставятся на вид его новеллы по епархиальному управлению, увольнение архиереев и т.п. Митрополит Платон, епископ Андрей, протоиерей Филоненко, Рождественский, Смирнов — имена ненавистные церковным реакционерам, как имена синодальных деятелей «львовского режима». Пользуясь своим засилием на соборе, правые ведут открытую кампанию против указанных лиц.
Синод, наконец, решился дать отпор этому походу, и в этом состоял смысл выступления на соборе прот. Любимова, принадлежащего к тем, кого безудержно травит реакционная «пресса». Прот. Любимов заявил, что новый синод вовсе не был прислужником Львова, а лишь старался итти [… … …] церковному друже[… … …]рно защищал ар[хиере]ев […] удаление, и часто [… …] с обер-прокурором. И теперь [синод] готов считать себя исполнительным органом собора, от которого будет зависеть дальнейшее направление церковной жизни.
В прогрессивной соборной группе находят, однако,— по замечанию «Русск. Воли»,— совершенно излишними эти оправдания нового синода пред старым и пред собором. Напрасно стараться убедить людей, которые сводят личные счеты и ведут определенную партийную политику. Если старые синодальные деятели, дружившие с Распутиным, сидевшие рядом с Питиримом, Варнавой, забегавшие с черного хода в царскую переднюю, пользуются у собора большим престижем, чем новые представители церковной общественности, то с таким собором не приходится считаться. Соборная реакция только подтверждает старую реакционную церковную […]у и доказывает, что с собором поторопились. Прав был В.Н. Львов, когда говорил, что собор надо созвать не прежде, как удалив всех архиереев, ставленников старого режима. Разве можно было бы например, при старых губернаторах производить выборы в Учредительное Собрание?
По мнению соборных прогрессистов, теперь ничего не остается, как продолжать борьбу за подлинную церковную свободу. Нет сомнения, что реакционная деятельностъ собора встретит осуждение общества и не получит поддержки правительства. Новая волна церковного движения скоро смоет этот черный налет и вынесет здоровые, творческие церковные элементы. Последняя цитадель самовластия, скрывшегося под церковным стягом, рано или поздно должна пасть под напором новой жизни.
«Сибирская жизнь», Томск, 29 октября 1917 года