Городская дума. (Заседание 26 октября 1917 г.

October 29, 1917 | Comments Off on Городская дума. (Заседание 26 октября 1917 г. |

Окончание. См. “С.Ж.” 236 №)

По вопросу об определении числа членов городской управы и др. исполнительных органов гор. общ. управления. Заявление от фракции большевиков и нар. свободы. После обмена мнений дума принимает с изменением просит организации управы по предлож. соц. рев. После заявления Е.И. Яницкого от фракции соц. рев. о конструкции гор. управы (См. №236) выступает представитель большевиков. О содержании гор. голове и членам управы. Предложения фракций. Голосование. И.И. Кузнецов (н. св.) по поводу результата голосования. Выпад А.Ф. Иванова (больш.). Председатель призывает его к порядку. Выборы управы. Декларация с.-рев. А.А. Азлецкий об условиях большевиков при выборах управы. Провал большевиков. Гор. головой избран с.-рев. И.П. Пучков. Все товарищи гор. головы забаллотированы. Большевик Н.Н. Яковлев заявляет об отказе большевиков от участия в выборах управы. Заявление Е.Н. Яницкого о положении гор. служащих и обращение гор. исп ком-та к губ. клмиссару об охране безопасности. Сообщение Н.Н. Яковлеа (больш.) о петроградских событиях. Сообщение с.-р. Маркова о событиях из других источников. Предложение большевиков о посылке телеграммы в Петроград отвергнуто думой.

А.Ф. Иванов. Фракция большевиков при обсуждении вопроса о конструировании Управы, исходила из тех соображений, что чем больше сил, тем полезнее и тем продуктивнее будет само дело, но вместе с тем она исходила и из узко-конкретной обстановки, в которой существует г. Томск. Товарищ Яницкий предлагает увеличить бюджет управы на целых 4 человека. Я думаю, это предложение построено без достаточного учета финансов города. И вот, исходя из этой конкретной обстановки, я думаю, рискованно будет устраивать такую богатую управу.

Я полагаю в настоящий момент, помимо общей задачи — заставить каждого члена думы работать есть еще и другая задача: заставить каждого гражданина г. Томска работать, каждого привлечь к общественной работе.

Поэтому мы — большевики, предлагаем сконструировать продовольственный комитет не тем путем, как предлагает фракция социалистов-революционеров, а путем квартальных комитетов. Таким образом, мы, не слагая с себя бремени, полагаем возложить эту работу на само население. Так мы уменьшим расходы и улучшим положение города.

По продовольственному делу будет один член управы. Он будет организовывать живые силы населения, возглавлять их и объединять со всей политикой города.

Отдел общественного призрения предлагается изъять из управы. Это чрезвычайно опасный путь. Сейчас на нас катится волна беженцев, сейчас у нас масса солдаток. И здесь мы стоим перед вопросом о необходимости привлечь само население, но совершенно отрывать этот отдел от управы нельзя.

Относительно президиума фракция большевиков полагает, что должен быть городской голова и два товарища, но последние не свободны от несения обязанностей по заведыванию тем или иным отделом.

Вся работа управы должна разделяться на 8 отделов: общий, земельно-арендный, хозяйственный, муниципальных предприятий, продовольственный, народного образования, общественного призрения и охраны труда.

И этим завершается все строительство управы.

Е.И. Яницкий. Я должен сделать некоторое фактическое разъяснение по проекту фракции социалистов-революционеров — продовольственная управа в тесном смысле и комитет общественного призрения находятся под непосредственным контролем и руководством президиума городской управы. Вместе с тем председатель продовольственной управы и председатель комитета общественного призрения по всем вопросам, касающимся их отделов, входят в состав городской управы с правом решающего голоса.

Продовольственную управу фракция с.-р. полагала бы содержать на счет специального продовольственного капитала.

Затем фракция с.-р. в своей муниципальной программе, часть которой хочет немедленно же провести в жизнь, имеет осуществить, не откладывая, и квартальные комитеты. Но работу тут, мы полагаем, необходимо распределить между тремя ответственными лицами, а чтобы не было это тяжело для городской кассы, — принять все меры к тому, чтобы отнести все расходы на специальные продовольственные капиталы.

Мы имели в виду, что по новому закону нам предоставлено право увеличивать свои ресурсы из следующих источников: нам дан квартирный налог, прибавка к прогрессивному, дано право устанавливать свой прогрессивный налог и, наконец, сбор с развлечений и зрелищ. Это такие доходы, при которых вознаграждение отдельных членов управы кажется крупицей.

А.И. Еселевич. Фракция народной свободы, обсуждая вопрос о конструировании городской управы и задумываясь,— почему увеличенное количество членов гор. исполнительного комитета за минувшее время не дало улучшения дела, пришла к заключению, что тут несомненно есть какой-то порок и этот порок наша фракция так представляла: совмещение обязанностей членов управы с заведыванием крупным сложным делом вредит последнему. Исходя из этого положения, фракция народной свободы полагает, что управа должны состоять из городского головы, товарища и трех членов. Члены управы должны взять на себя наиболее легкие отделы. Это будут люди, пользующиеся доверием думы. Они будут иметь общий надзор над лицами, заведующими отдельными органами городского хозяйства. На наиболее сложные должности, для более сложного заведывания отделами, должны приглашаться управой отдельные лица специалисты. Так как дума, а вместе с ними и члены управы сплошь и рядом сменяются, мы считаем, что заведывание должно принадлежать постоянным лицам-специаалистам, которые могли бы исполнять свое дело под общим надзором членов управы, но приглашение таких лиц должно быть с утверждения думы.

Конечно, мы остановились перед вопросом финансовым.

Представитель фракции большевиков совершенно правильно указал, что финансы городов ограничены. Мы думали об этом не только теперь, но и когда шли в думу. Но, к сожалению, фракция большевиков тогда об этом не думала и раздавала обещания, на выполнение которых потребовались бы миллионы рублей.

Но тут мы сталкиваемся с недавно вышедшим законом относительно извлечения новых доходов. Имея в виду его и считаясь с пользой дела, фракция народной свободы и предлагает свой проект.

Е.В. Захаров (с.-р.) Стремление к сокращению штата со стороны фракции большевиков я считаю нехозяйственным.

Если мы дорожим надлежащей постановкой дела, то здесь такой экономии проводить не будем.

Те квартальные комитеты, на которые так надеется А.Ф. Иванов, должны быть организованы по принципу ответственности.

Я лично знаю так называемые домовые комитеты Петрограда. Они основаны на принципе благотворительности. С точки зрения ответственности, правильного ведения дела и контроля, они, конечно, учету не поддаются. Здесь нужно говорить о том, что это является только помощью, но нужно сосредоточивать известную инициативу и ответственность в определенном органе, который заведует распределением продуктов и закупками необходимых продуктов.

Я думаю, это преимущество настолько велико, что неопределенные предложения товарища Иванова несомненно теряются в смысле продуманности. Правда, он оговаривается, что его заставляют предлагать это экономические соображения, но думать, что стотысячный ежемесячный бюджет не выдержит расхода на 3 платных должности, или, что мы не найдем для этого источников,— это заранее расписаться в своей несостоятельности.

Н.Н. Яковлев. То, что предлагает фракция народной свободы — поставить во главе практических работ городского самоуправления живой подвижной орган, который работу направлял бы,— целесообразно, но перед нами, во всяком случае, будет не такой орган, который сможет руководить всеми отделами.

Перекладывать всю работу управы на приглашенных ответственных служащих чрезвычайно не экономно. С другой стороны это поведет к тому, что перед нами не будет ответственной управы.

Что касается средств города, то я знаком с проектом, опубликованным в «Вестнике Временного Правительства». Во всяком случае, там о многом нужно ходатайствовать и ходатайства, конечно, будут задерживаться.

Правда, налоги можно было бы переложить на цензовые элементы, но все-таки я думаю, положение крайне тяжелое, и как вы ни накладывайте эти налоги на цензовые элементы, хозяйство настолько громадно, что нам на это особенно рассчитывать не приходится.

Может быть, через год после войны финансовое положение города улучшится.

Представитель партии народной свободы говорит: большевики теперь опомнились, что у нас мало финансов. Мне не раз приходилось ответственно выступать от имени фракции на предвыборных собраниях и я говорил: граждане, мы ничего вам не обещаем, кроме борьбы, и мы готовы встать вместе с вами и в результате этой борьбы, может быть, сможем чего-нибудь добиться.

А.И. Еселевич. Мы прекрасно знаем, что творилось на улицах, и знаем плакаты, которые были развешены большевиками на улицах.

Далее высказывается В.М. Оксентович, защищающий проект партии народной свободы.

В конце концов дума определяет следующий состав управы: городской голова, два товарища, каждый из которых заведует особым отделом, и 4 члена управы, заведующие вместе с товарищами председателя отделами: общим, земельно-арендным, муниципальных предприятий и городского благоустройства, народного образования и охраны труда.

Отделом общественного призрения заведует особое лицо не из членов управы.

Во главе продовольственной управы стоят три заведующих, которые выбирают из своей среды председателя. Этот председатель, как и заведующий отделом общественного призрения, входят в городскую управу с правом решающего голоса по вопросам, касающимся их отделов.

Таким образом относительно конструирования городской управы принят проект фракции соуиалистов-революционеров лишь с небольшим изменением, именно: решено товарищей городского головы не освобождать от заведывания отделами.

Вопрос об организации продовольственной управы вызвал большие и долгие прения. Параллельно с этим был заслушан план организации квартальных комитетов и районных лавок, зачитанный председателем совета солдатских и рабочих депутатов Федюниным.

Для обсуждения вопросов об организации квартальных комитетов и районных лавок избирается особая комиссия на принципе пропорционального представительства, которой дается трехдневный срок на представление в думу доклада.

На очереди вопрос о назначении содержания городскому голове, членам управы, членам других исполнительных органов городского общественного управления и городскому секретарю.

Фракция социалистов-революционеров предлагает назначить следующие оклады: городскому голове 6.000 руб., членам городской управы и городскому секретарю по 4.800 р.

Фракция большевиков, исходя из средней заработной платы неинтеллигентного квалифицированного рабочего-слесаря, токаря и т.п., предлагает по всем поименованным должностям (не указывая на секретаря) единообразный оклад в 250 р. в месяц или 3.000 р. в год, не допуская совместительства должностей.

После продолжительных прений закрытой баллотировкой принимается содержание, предложенное фракцией социалистов-революционеров, всем, кроме городского головы. Для последнего оба оклада с.-р. в 6.000 р. и большевиков в 3.000 р. отклоняются.

И.И. Кузнецов (парт. нар. свободы). Результаты голосования жалования городскому голове дали несколько неожиданные результаты. Произошло это потому, что значительная часть городской думы, именно ее не социалистическая часть, была не удовлетворена предложениями соц.-революц. и соц.-дем. большевиков и голосовала против обоих предложений. Но так как нам необходимо определить жалование — мы вносим примиряющее предложение назначить городскому голове такое же содержание, какое будут получать и члены управы, т.е. 4.800 р.

А.Ф. Иванов. Для нас результат баллотировки с двоякой стороны неожиданный: во-первых, потому что прошел оклад в 4.800 р. для сленов управы, во-вторых, потому что не прошел оклад городскому голове, тем паче, что последовало еще более неожиданное заявление со стороны представителя цензовых элементов.

Здесь довольно определенно и ярко выражен саботаж. (Шум. Возгласы протеста).

Председатель (к А.Ф. Иванову). Я призываю вас к порядку и должен заявить, что нет никаких оснований думать, что в данном случае имеется саботаж, так как цифры голосования доказывают совершенно определенное направление части думы, которое здесь было высказано.

А.Ф. Иванов. Нас заставили голосовать прежде, чем сделать предложение, и заставили потерять опредеоенное время на определенный акт.

А.И Еселевич. Если бы мы выставили жалованье городскому голове в 4800 р., это было бы провалено: каждая фракция голосовала бы за свое предложение. В настоящий момент социалистическая часть видит, что и не социалистическая часть может иметь влияние на дела думы.

На баллотировку ставится оклад городского головы в 4.800 руб. Большинством 50 голосов против 30 принимается.

Далее определяется жалованье заведующему отделом общественного призрения в 3.000 руб. и членам продовольственной управы — 1.800 руб.

На очереди — выборы членов городской управы, членов других исполнительных органов городского общественного управления, городского головы и городского секретаря.

Е.И Яницкий зачитывает декларацию фракции социалистов-революционеров, в которой подробно у[казывается] программа данной фракции по каждой отрасли городского хозяйства.

А.А. Азлецкий. Фракция большевиков условием своей работы в городской управе ставит: невхождение туда элементов, не принадлежащих к составу революционной социалистической части думы, получение там большевиками большинства, не менее 4 мест членов управы и выбор городского головы из большевиков. Несоблюдение этих условий или одного из них поставит фракцию в необходимость отказаться от участия в составе думы.

В городские головы предлагаются 2 кандидатуры: от соц.-револ. И.П. Пучков и от большевиков А.А. Алецкий.

И.П. Пучков получает 57 голосов избирательных и 31 неизбирательных, А.А. Алецкий 29 избирательных и 58 неизбирательных.

Таким образом, избирается соц.-рев., кандидат же большевиков заболлатировывается.

В товарищи городского головы выдвигаются кандидаты: от соц.-революц. — К.И. Яницкий, от большевиков А.Ф. Иванов и А.И. Белинец, от кадетов И.А. Некрасов. Все забаллотировываются.

Дальнейшие выборы товарища городского головы и других должностных лиц откладываются до следующего заседания.

Н.Н. Яковлев. Так как городской голова избран не из фракции большевиков, мы всех своих кандидатов в состав управы снимаем.

Если бы мы приняли на себя работы в меньшинстве, то с нашей точки зрения такая управа была бы неработоспособная. Поэтому и отказываемся.

Далее заслушиваются внеочередные заявления.

Е.И. Яницкий. Городской исполнительный комитет поручил мне сделать думе заявление, что он работать в таких условиях, в которых находится в настоящее время, не может. Управа только тогда может работать, когда чувствует под собой поддержку всей думы. В данном случае комитет выбран не нами. В силу этого он и просит возможно скорее сконструировать управу, чтобы не позднее понедельника она уже начала бы функционировать.

Затем Е.И Яницкий, указывая на возбужденное настроение толпы, на возможность эксцессов, просит санкционировать обращение городского исполнительного комитета к губернсокму комиссару, в котором выражена просьба принять меры к скорейшему успокоению населения и к охране безопасности городских служащих.

Санкционируя это заявление, дума поручает продовольственной комиссии настоящего состава в 3-хдневный срок выяснить вопрос о необходимости понижения новых цен (вводимых с 1 ноября) на муку и сахар и о распределении мануфактурных товаров, имеющихся в г. Томске.

Последним заслушиваются телеграммы о происходящих в Петрограде событиях.

Н.Н. Яковлев сообщает телеграмму, полученную от железнодорожного союза.

А.Ф. Иванов. Позвольте от имени фракции большевиков сделать такое предложение: послать телеграмму в центральный исполнительный комитет советов солдатских и рабочих депутатов о том, чтобы немедленно приступили к вопросу об организации власти.

М.Г. Марков. Сообщенная телеграмма исходит от железнодорожного союза. Эти сведения не оффициальные, от частного учреждения. Это не дает нам достаточных оснований для отправки телеграммы. Если я изложу такую же оффициальную телеграмму, она будет рисовать несколько иное положение.

(Зачитывает телеграммы от временного правительства и от почтово-телеграфного союза).

По моему мнению, вынести сейчас определенного решения невозможно. Поэтому я полагаю никакой телеграммы не посылать, воздержавшись от объективной оценки, пока не получим точных оффициальных сведений.

Предложение М.Г. Маркова большинством думы принимается. Предложение большевиков отклонено.

Заседание поздним временем, около 4 часов ночи, закрывается

М.Ш.

«Сибирская жизнь», Томск, 29 октября 1917 года


Комментарии

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind

21.52MB | MySQL:41 | 0.521sec