Oct
28
Начало конца.
October 28, 1917 | Комментировать |
Приказ войскам петроградского военного округа.
Объявляю, что я, министр-председатель Временного Правительства и верховный главнокомандующий всеми вооруженными силами Российской Республики, прибыл сегодня во главе войск фронта, преданных родине.
Приказываю всем частям петроградского военного округа, по неразумению и заблуждению примкнувших к изменникам родины и предателям революции, вернуться, не медля ни часа, к исполнению своего долга.
Приказ этот прочесть во всех ротах, командах, эскадронах.
Министр-председатель Временного Правительства и верховный главнокомандующий А.Ф. Керенский.
Гатчина, 27 октября 1917 года.
***
В 8 часов вечера в городской думе были получены сведения о том, что А.Ф. Керенский находится в Гатчине; вместе с ним идут артиллерия и казачьи полки.
Находящиеся в Гатчине войска, высказывавшиеся раньше за поддержку петроградского Совета, перешли на сторону Правительства. Часть из них в беспорядке бежит по направлению к Петрограду.
Сообщение это проникло также и в Смольный институт, где вызвало большое смятение. Немедленно было дано приказание броневикам выступить по направлению Гатчины. Вместо этого они собрались на митинг, на котором обсуждали приказание. Часть броневиков решительно отказалась выступить, остальные — колеблются.
Вчера же военно-революционным комитетом была выслана в Гатчину делегация на встречу правительственным войскам с целью склонения их на сторону Петроградского Совета. Делегации не удалось выполнить возложенной на нее миссии. Правительственные войска отнеслись к ней крайне отрицательно. На призыв делегации послышались возгласы: «Предатели революции! Долой Ленина!» и т.д.
В конце-концов, делегация была задержана и обезоружена. По снятии допроса она была отпущена и возвратилась в Петроград.
В петроградском гарнизоне.
Вчерашний день наблюдался несомненный перелом в настроении войск петроградского гарнизона. Об этом несомненно свидетельствуют следующие факты.
Вчера в городскую думу явились матросы с вызванного большевиками в Петроград миноносца «Самсон» и просили прислать к ним комиссаров, для разъяснения общего положения дел.
Явились также представители от целого ряда петроградских частей с заявлениями, что далеко не весь гарнизон стоит на стороне петроградского Совета. Делегаты просили городскую думу объединить все петроградские войска, поддерживающие комитет Спасения Родины и Революции, чтобы дать отпор большевистской авантюре.
Между прочим, в думу явились представители союза увечных воинов, заявившие, что союз поддерживает Комитет Спасения, но считает, что демократия должна исчерпать все средства к мирному улажению конфликта, и что большевики не должны быть изолированы при составлении будущего демократического правительства.
Обманутые.
Вчера, часов в 8 вечера, думская фракция с.-р. командировала двух своих членов (тт. Дедусенко и Захарова) на «большевистский» миноносец «Самсон», стоящий на Неве у Николаевского моста. Как оказалось, миноносец пришел вместе со всей эскадрой из Кронштадта по вызову большевиков для «защиты» Съезда Советов от «выступлений» Вр. Правительства. При этом убеждении товарищи матросы находились и к моменту приезда делегации фракции.
Приехавшим пришлось выступать перед собранием матросов, с глубоким вниманием и не без изумления слушавших речи наших товарищей. По мере того, как наши товарищи говорили, матросам становилось все яснее, для чего их сюда призвали.
На лицах слушателей замечалась растерянность. Они недоумевали, не знали, как быть, что ответить.
Было очевидно, что лишь ложь, самый наглый обман большевиков привел их в Петроград. Они находились под гипнозом большевистских ораторов и бдительным надзором комиссара революционного комитета.
После посещения товарищами «Самсона» с матросских глаз спала повязка,— они прозрели.
Они обещали прислать своих депутатов в городскую думу. Они обещали снестись с командами других стоящих на Неве кораблей.
Провожая наших товарищей и тепло с ними прощаясь, матросы говорили: нас обманули, нас звали защищать Совет Р. и С.Д., а выходит, что мы защищаем большевиков. «Нет, мы стрелять больше не будем»,— были последние слова матроса.
Так разъяснилась большевистская ложь в одной команде. А сколько еще остается обманутых под охраной большевистских комиссаров!
У броневиков.
Вчера в броневом дивизионе состоялся митинг, на котором выступали представители всех социалистических партий. Вынесенной резолюцией постановлено передать все броневики в распоряжение броневого комитета, т.к. при военно-революционном комитете они, не снабженные бензином, не представляют боевого средства.
На митинге большевик Крыленко ознакомил собравшихся с создавшимся положением и сообщил, что войска Временного Правительства прошли уже Гатчино, причем большевистский гарнизон Гатчины сдался.
Представитель 5 броневого указал, что фронт желает мира, но, в то же время, не пойдет за большевиками. «Мы,— заявил он,— будем защищать революцию, но за Советом не пойдем».
Никакой политической резолюции собрание не вынесло.
Среди заседания было устроено голосование для выяснения, кто за и кто против большевиков. Большинство высказалось за Совет, но среди собравшихся объявилась большая группа, решившаяся высказаться против нынешнего петрогражского Совета.
Бойкот большевиков.
Военно-революционный комитет решил было возобновить с сегодняшнего дня выпуск «Вестника Временного Правительства». Решение осуществить, однако, не удалось, так как наборщики и другие служащие постановили отказаться от работы.
***
Вчера в здание м-ва иностранных дел явился новый «министр» Троцкий. Собрав всех служащих, он представился им: «Я — новый министр иностранных дел Троцкий». В ответ раздались иронические замечания.
Троцкий, не обращая внимания на такое отношение к нему со стороны служащих, пригласил их разойтись по отделениям.
Служащие, однако, согласно принятому ими заранее решению, немедленно разошлись по домам с тем чтобы в м-во при Троцком больше не возвращаться.
***
Чиновники м-ва иностранных дел заготовили 600 прошений об отставке, которые они намерены предъявить новому министру иностранных дел Троцкому, как только тот явится в здание м-ва.
***
Вчера в главное управление местами заключения явился комиссар военно-революционного комитета подпрапорщик Янковский, который, предъявив ордер, потребовал от начальника управления проф. А.А. Жижиленко сдачи всех дел. Проф. Жижиленко отказался, ссылаясь на то, что он не устранен от должности и потому не имеет никакого права бросить управление на произвол судьбы. Затем проф. Жижиленко предъявил комиссару резолюцию служащих главного управления, которые постановили забастовать в случае появления в управлении комиссара.
Подпрапорщик Янковский обратился тогда к профессору Жижиленко с просьбой ввести его в курсе дел управления и осведомился, пришлось ли проф. Жижиленко преодолеть трудности при самом возникновении дела. Последний ответил, что так как он является профессором уголовного права петроградского университета, то ему не представляло большого труда наладить работу в ведомстве.
Подпрапорщик Янковский осведомился также, может ли он рассчитывать на поддержку и содействие профессора Жижиленко при вступлении его в управление ведомством. Получив отказ, подпрапорщик Янковский, захватив резолюции служащих, отправился в Смольный институт за дальнейшими инструкциями.
Через некоторое время он возвратился с ордером, в котором проф. Жижиленко предлагалось явиться в Смольный для переговоров.
Здесь председатель военно-революционного комитета заявил проф. Жижиленко, что если он не будет исполнять приказания военно-революционного комитета, то будет арестован и объявлен врагом народа и революции.
Профессор А.А. Жижиленко возразил, что он не считает себя врагом народа и революции; что же касается ареста, то он готов дать себя арестовать немедленно. Председатель военно-революционного комитета заявил, что в данный момент это не является еще необходимостью, но что каждую минуту он может ожидать своего ареста.
После этого проф. Жижиленко был отпущен домой.
***
Прокурор петроградской судебной палаты С.В. Карчевский распорядился распустить всех служащих прокуратуры впредь до особого уведомления.
Центральный комитет всероссийского союза железнодорожников постановил не подчиняться военно-революционному комитету. Поставлен вопрос о железнодорожной забастовке, как меры борьбы с узурпацией большевиков. Забастовка была бы уже объявлена, если бы не продовольственная катастрофа, которою угрожает забастовка.
***
Сообщают, что служащие железнодорожного телеграфа постановили не пропускать телеграмм военно-революционного комитета.
Во всех министерствах служащие выносят резолюции протеста против захвата власти большевиками и назначения «народных комиссаров». Так, служащие м-ва земледелия, указывая, что большевиками уже фактически отменен ряд завоеваний революции, как свобода печати, слова и собраний, постановили не подчиняться органам, устанавливаемым большевиками, сплотиться вокруг Комитета Спасения Родины и Революции и продолжать работу только по директивам лиц, уполномоченных Вр. Правительством. Служащие м-ва земледелия считают своим министром т. Маслова, а так как он арестован, то законым управляющим м-вом является его заместитель — т. Вихляев. В случае, если и Вихляев будет арестован, его место займет назначенный им заместитель и т.д.
Служащие м-ства народного просвещения, не будучи в состоянии работать под угрозой штыка, постановили прекратить работы и не возобновлять их до образования законно-избранного народного правительства.
Служащие м-ства продовольствия отказались признать назначенного к ним комиссара и заявили, что не признают никакой власти, кроме Вр. Правительства.
Служащие м-ва финансов также отказались войти с захватчиками в служебные отношения и забастовали, впредь до создания народной власти.
***
Союз союзов служащих государственных учреждений, представляющий 16 коллективов служащих центральных ведомств, протестуя против узурпаторского захвата власти большевиками, постановил немедленно прекратить занятия в центральных ведомствах и координировать свои действия с комитетом Спасения Родины и Революции. Считаясь, однако, с тем, что прекращение занятий в ведомствах отразится на снабжении фронта, союз союзов обращается к Комитету Спасения с просьбой дать соответствующие указания.
***
По Морской улице продефилировала воинская часть с возгласами: «Долой Ленина!»
«Дело народа», Петроград, 28 октября 1917 года