Жизнь Военно-Морского флота

Торпедные катера — представители самого молодого класса военно-морских кораблей. Славными основоположниками боя маленьких кораблей были русские военные моряки. Еще в русско-турецкую войну 1853 г. они на тихоходных, только что появившихся в русском флоте паровых катерах ночью прорывались в расположение противника и минами, выставленными на длинных шестах, подрывали неприятельские корабли.

…Когда лейтенант Баканов прибыл на соединение торпедных катеров, он уже знал о мощи их грозного оружия. За годы учебы в военно-морском училище он не раз бывал на практике, не раз в составе небольшого экипажа катера выходил в море и ходил в атаку под прикрытием дымовой завесы. Наравне со всеми краснофлотцами чистил он механизмы, разбирал и собирал имеющееся на катере вооружение.

Первое время несколько смущали и рев сильных моторов, и дрожание корпуса катера. И еще на первом курсе Баканов спросил у командира катера:

—А что было бы, если бы мы на полном ходу налетели на противокатерные боны, выставленные противником?

Командир, занятый сложными вычислениями встречи торпеды с кораблем-целью, спокойно ответил:

—Разлетелись бы в щепки.

И, закончив вычисления, продолжал:

— Отсюда мораль: водить катера с таким мастерством, чтобы всегда быть готовым обойти даже самые малозаметные ловушки. А техника… техника выдержит!

Молодому впечатлительному курсанту, мечтавшему о романтике морских походов, о борьбе со штормами и артиллерийских поединках величественно маневрирующих линкоров, стало страшно при мысли, что можно разлететься в щепки на совсем неромантических противокатерных бонах. И ему вспомнился командир, читавший в училище курс устройства торпедных катеров и управления ими.

—Тяжелая наша служба, но зато почетная,— любил он повторять курсантам.

Баканову вскоре пришлось убедиться на практике, что служба на торпедных катерах — дело действительно нелегкое.

…У пирсов, пришвартованные, легко покачиваются на воде торпедные катера. У моторов работают мотористы. Боцманы, проверяя комплекты сигнальных флагов, временами поднимают их на фалах крошечной мачты. Командиры катеров внимательно осматривают материальную часть. У торпед, проверяя перекладку горизонтальных рулей и рулей глубины, хлопочут торпедисты.

Вот утреннюю тишину нарушают слова командира:

— Прочь от винтов! Воздух!

— Есть воздух!

И равномерная работа машины торпеды сотрясает крепления.

Командиры сходят с катеров и внимательно, с точностью до десятых долей миллиметра, проверяют перекладку рулей. Торпеда должна итти точно на цель, и никакие внешние влияния, ни носовые, ни бортовые удары волны не должны сбивать ее с боевого, смертельного для врага курса.

Солнце, медленно поднимаясь над морем, заливает золотыми лучами водную гладь бухты. Один за другим командиры подразделений докладывают:

— Товарищ командир, материальная часть к выходу в море подготовлена. Личный состав на боевых постах.

Приближается время выхода.

— Запросить разрешение на выход,— отдает приказание командир части.

— Есть запросить разрешение на выход,— повторяет старшина первой статьи Горинов, и вслед за отрепетованной командой на тонких фалах поднимаются до места разноцветные флаги — сигнал.

Проходит меньше минуты, и на высокой мачте берегового поста стремительно взлетает знакомый для морского глаза разрешающий флаг «добро».

—Товарищ командир, с поста получено «добро».

— Отдать швартовы!

И вслед за командирским катером красавцы-катера один после другого стремительно отходят от стенки. Бухту «ни покидают, идя в кильватер флагману, и, скрытые со стороны моря далеко выходящим мысом, перестраиваются в строй фронта. В точно указанное время над ними проходят самолеты. Они летят бреющим полетом, и вслед за ними несколькими рядами ложится вначале белая, затем все более темнеющая дымовая завеса.

По сигналу флагмана резко взревели моторы катеров. Вот катера уже встали на редан. Высоко задрав над волной овальные носы, а кормой словно отталкиваясь от воды, они стаей ринулись под прикрытием дымовой завесы на цель…

Когда катера легли на курс атаки, главное — выдержка, крепость нервов флагмана и командиров. Расстояние между катерами и целью молниеносно сокращается. Но часто, прежде чем они достигнут предела торпедного залпа, «противник» заградительным артиллерийским огнем «уничтожит» не один катер.

Поэтому огромная сила воли требуется от личного состава вышедшего в атаку катера. Но и для врага торпедный залп катеров всегда смертелен. Вероятность попадания торпед — почти стопроцентная. Выпущенные веером, они неумолимо настигают корабль.

Старший лейтенант П. СИМОНОВ.
Черноморский флот.

«Известия», Москва, 22 июня 1941 года


Комментарии

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind

21.14MB | MySQL:38 | 0.162sec