Стометровая лента главного конвейера Московского автозавода имени Сталина движется непрерывно. Обрастая деталями, тяжелеет рама автомашины. К ней присоединяют мотор, руль, кабину, кузов.

Ловки и уверенны движения сборщиков. Этими движениями можно залюбоваться. Но, проходя вдоль конвейера, наблюдая процесс рождения машины, вы невольно поднимаете голову вверх — туда, где над сборочной линией протянулись троллеи. К троллеям подвешены электромашины, которыми пользуются в своей работе сборщики.

Электромашины, это — «механические руки» сборщиков. Все — завертывание гаек и шурупов, сверловка отверстий, подшлифовка и полировка кузова — производится электромашинами. Портативные, легкие, быстроходные, они в 18—20 раз повышают производительность в сравнении с ручным трудом, уменьшают затрату физического труда, обеспечивают быстрое и надежное соединение деталей, чистоту отделки.

Заметим: на значительной части этих инструментов — фабричное клеймо с буквами «USA» — Соединенные Штаты Америки. Но изредка встречается и мерка «ФД». Это значит, что инструмент — производство Харьковского завода им. Дзержинского. На всех сборочных линиях автомобильных и тракторных заводов нашей ораны применяется электроинструмент. И всюду установлены паспортные таблички, рядом с характеристикой «220 вольт» значится «High Cycle — 180».

High Cycle — высокая частота. 180—200 периодов в секунду! Высокочастотный мотор почти несокрушим. Он легок, надежен, лишен коллектора и искрящих щеток, избавлен от разрушающего воздействия центробежных сил. Электромоторы нормальной частоты — 50 периодов в секунду — сгорают под продолжительной нагрузкой через 100 — 120 часов. Высокочастотные статор и ротор служат без ремонта 1.200—1.500 часов.

Красочные обложки американских каталогов иллюстрируют многообразие применения высокочастотного инструмента на сборочных и отделочных операциях в промышленности автомобильной, авиационной, вагоностроительной, на сборке сельхозмашин и ремонтных работах. Они широковещательно возглашают: «Высокая частота — высокая прибыль!»

Зайдемте в штамповые и инструментальные цехи автозавода.

Мощный кран неторопливо переносит от копировально-фрезерного станка «Келлер» огромный штамп кузова автомашины. Штамп — размером в четыре метра. Он установлен на козлы. Слесаря, вооруженные пневматическими шлифовальными машинами разнообразнейших типов и калибров, приступают к самой ответственной операции: они обрабатывают зеркало штампа, сглаживают выступы после фрезеровки, нивеллируют переходы, смягчают закругления.

Закаленная сталь поддается трудно. Но где бессилен напильник, побеждает абразив! Тяжелые пневматические и электрические зачистные машины сдирают с металла первую корку, торцевые воздушные машины выравнивают плоскости, маленькие полировалки, действуя со скоростью 30 тысяч оборотов в минуту, начисто отделывают зеркало штампа, полируют его до блеска. Обработка завершена! Завершена быстро и тщательно.

Машина собрана. Она сошла с конвейера, блистая сталью и никелем. Но кузов ее тускл. В нем едва отражается голубое небо. Тогда снова на помощь приходит электроинструмент: мастика тонким слоем наносится на окрашенный металл: включается электрополировка. И вот уже кузов заблистал, отражая солнечные зайчики и лицо рабочего.

Все это называется «малая механизация». Она экономит огромное количество труда, энергии и средств, высвобождает рабочие руки, убыстряет темпы производства, дает неоспоримые и весьма значительные преимущества по сравнению с ручными операциями. На автозаводе имени Сталина около 3 тысяч электрических и пневматических инструментов. Не меньше его и на других автомобильных и тракторных заводах.

Запомните эту цифру: каждый механизированный инструмент заменяет 15—20 рабочих!
*
До 1938 года высокочастотный электроинструмент, применяемый на наших заводах, был исключительно импортного происхождения. Фирмы «Блек-Декер» и «Чикаго-Пневматик» монопольно владели мировым рынком.

Конвейеры советских заводов оснащались американским инструментом с 1930 года. А равнодушные чиновники из «Станкоимпорта» и «Главэлектропрома» из года в год штамповали на импортных заявках: «Электроинструмент в СССР не производится. Импорт разрешить».

В 1939 году группа товарищей обратилась с письмом в правительственные органы с предложением начать выпуск советского электроинструмента на Харьковском комбинате НКВД им. Дзержинского (бывш. Трудкоммуна). Комбинат уже выпускал, массовыми партиями электросверлилки. Но инструмент этот был тяжел, громоздок, ненадежен. Он нуждался в серьезном усовершенствовании.

Предложение было принято. Со второй половины 1939 года началось производство высокочастотных электросверлилок и зачистных машин. Комбинату передали для освоения 13 типов различных импортных электроинструментов.

Но электроинструменту «не повезло». Вместо улучшенных, по сравнению с импортными, типов мы получили грубые, тяжелые конструкции — неудобные и малопроизводительные. К тому же комбинат оказался неподготовленным к выпуску электроинструмента: руководители его пошли по линии наименьшего сопротивления: упрощение конструкции превратилось в вульгарное искажение. В результате выпущенные машины быстро выходили из строя.

Переход в следующий, высший класс точности был очень медлительным. Но все же через год харьковчане создают мощную шлифовалку и сверлилку, не уступающие импортным. Комбинат резко улучшает качество термообработки и сборки. Расширяет сортамент, приступает к освоению электроножниц, полировальных машин.

Но с ноября прошлого года Харьковский комбинат НКВД выпуск электроинструмента почти прекратил, и машиностроение лишилось единственного поставщика электроинструмента; начавшаяся в 1939—40 годах механизация сборочных и отделочных работ приостановлена.

Потому-то так изредка встречается на автозаводе имени Сталина электроинструмент с маркой «ФД». По Союзу сотни тысяч рабочих ежедневно вручную режут металл, привертывают гайки и шурупы, полируют поверхности машин. Миллионы рабочих часов затрачиваются непроизводительно.

Нас спросят: а как обстоит дело с пневматическим инструментом?

И тут положение не лучше. Единственный в Союзе ленинградский завод «Пневматика», подведомственный Наркомуглю, не в состоянии целиком решить задачу механизации ручных работ. Основная продукция этого завода — отбойные и бурильные молотки, перфораторы. Машины сверлильные, шлифовальные, ножницы и т.д. производятся им совсем в незначительном количестве.

Неудивительно, что на других заводах, например, на нашем автозаводе имени Сталина еще с 1938 года работают над производством наиболее необходимого механизированного инструмента. Энтузиасты этого дела — старшие мастера тт. Григорьев, Богданов, Устинов, конструкторы тт. Аралов и Смирнов, технологи тт. Рабинович и Нестеров — немало сделали, чтобы двинуть это производство вперед.

У нас освоено производство пневматической полировальной машины, не уступающей лучшим импортным образцам. Миниатюрная, легкая, мощная, быстроходная — 30 тысяч оборотов в минуту, машина этого типа прекрасно себя зарекомендовала. Выпущен рубильный пневмомолоток, который на обрубке литья повышает производительность по сравнению с молотком завода «Пневматика» на 50—60 процентов. Кроме того, наш молоток значительно удобнее, легче.

Заканчивается освоение мощных пневмошлифовальных машин для отделки крупных штампов и прессформ, осваиваются электрогайковерты, шуруповерты, электроножницы.

Аналогичные работы ведутся и на Горьковском автозаводе имени Молотова. Однако это нас ни в коей степени не может удовлетворить. Мы не в состоянии обеспечить цехи необходимым количеством электроинструмента.

Каков может быть выход из положения?

Создавать цехи по производству электропневмоинструмента при машиностроительных заводах вряд ли целесообразно. Это неизбежно приведет к кустарщине и ненужной многотипности в производстве инструмента, к загрузке заводов несвойственной им работой. Необходимо выделить заводы и специализировать их для производства инструмента.

Базой для производства высокочастотного инструмента вполне могут быть такие заводы, как «Электроинструмент» в Ленинграде, «Красный маяк» в Ярославле и бывш. Трудкоммуна НКВД в Прилуках. Пневматический инструмент, более сложный по изготовлению, очевидно, потребует, кроме расширения производства современных его типов на заводе «Пневматика», постройки новых заводов. США имеют около десятка таких заводов, Англия — 4, Германия — 3.

Решение основной экономической задачи, поставленной XVIII Всесоюзным партийным съездом, обязывает нас всемерно повышать производительность труда на основе максимальной его механизации. Быстрейшая организация массового производства механизированного инструмента — дело первостепенной важности, Оно не терпит никакого отлагательства,

Инж. М. ЦУРКОВ. Московский автозавод имени Сталина.

«Известия», Москва, 22 июня 1941 года


Комментарии

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind

21.14MB | MySQL:38 | 0.166sec