Jun
22
«Механические руки»
June 22, 1941 | Комментировать |
Стометровая лента главного конвейера Московского автозавода имени Сталина движется непрерывно. Обрастая деталями, тяжелеет рама автомашины. К ней присоединяют мотор, руль, кабину, кузов.
Ловки и уверенны движения сборщиков. Этими движениями можно залюбоваться. Но, проходя вдоль конвейера, наблюдая процесс рождения машины, вы невольно поднимаете голову вверх — туда, где над сборочной линией протянулись троллеи. К троллеям подвешены электромашины, которыми пользуются в своей работе сборщики.
Электромашины, это — «механические руки» сборщиков. Все — завертывание гаек и шурупов, сверловка отверстий, подшлифовка и полировка кузова — производится электромашинами. Портативные, легкие, быстроходные, они в 18—20 раз повышают производительность в сравнении с ручным трудом, уменьшают затрату физического труда, обеспечивают быстрое и надежное соединение деталей, чистоту отделки.
Заметим: на значительной части этих инструментов — фабричное клеймо с буквами «USA» — Соединенные Штаты Америки. Но изредка встречается и мерка «ФД». Это значит, что инструмент — производство Харьковского завода им. Дзержинского. На всех сборочных линиях автомобильных и тракторных заводов нашей ораны применяется электроинструмент. И всюду установлены паспортные таблички, рядом с характеристикой «220 вольт» значится «High Cycle — 180».
High Cycle — высокая частота. 180—200 периодов в секунду! Высокочастотный мотор почти несокрушим. Он легок, надежен, лишен коллектора и искрящих щеток, избавлен от разрушающего воздействия центробежных сил. Электромоторы нормальной частоты — 50 периодов в секунду — сгорают под продолжительной нагрузкой через 100 — 120 часов. Высокочастотные статор и ротор служат без ремонта 1.200—1.500 часов.
Красочные обложки американских каталогов иллюстрируют многообразие применения высокочастотного инструмента на сборочных и отделочных операциях в промышленности автомобильной, авиационной, вагоностроительной, на сборке сельхозмашин и ремонтных работах. Они широковещательно возглашают: «Высокая частота — высокая прибыль!»
Зайдемте в штамповые и инструментальные цехи автозавода.
Мощный кран неторопливо переносит от копировально-фрезерного станка «Келлер» огромный штамп кузова автомашины. Штамп — размером в четыре метра. Он установлен на козлы. Слесаря, вооруженные пневматическими шлифовальными машинами разнообразнейших типов и калибров, приступают к самой ответственной операции: они обрабатывают зеркало штампа, сглаживают выступы после фрезеровки, нивеллируют переходы, смягчают закругления.
Закаленная сталь поддается трудно. Но где бессилен напильник, побеждает абразив! Тяжелые пневматические и электрические зачистные машины сдирают с металла первую корку, торцевые воздушные машины выравнивают плоскости, маленькие полировалки, действуя со скоростью 30 тысяч оборотов в минуту, начисто отделывают зеркало штампа, полируют его до блеска. Обработка завершена! Завершена быстро и тщательно.
Машина собрана. Она сошла с конвейера, блистая сталью и никелем. Но кузов ее тускл. В нем едва отражается голубое небо. Тогда снова на помощь приходит электроинструмент: мастика тонким слоем наносится на окрашенный металл: включается электрополировка. И вот уже кузов заблистал, отражая солнечные зайчики и лицо рабочего.
Все это называется «малая механизация». Она экономит огромное количество труда, энергии и средств, высвобождает рабочие руки, убыстряет темпы производства, дает неоспоримые и весьма значительные преимущества по сравнению с ручными операциями. На автозаводе имени Сталина около 3 тысяч электрических и пневматических инструментов. Не меньше его и на других автомобильных и тракторных заводах.
Запомните эту цифру: каждый механизированный инструмент заменяет 15—20 рабочих!
*
До 1938 года высокочастотный электроинструмент, применяемый на наших заводах, был исключительно импортного происхождения. Фирмы «Блек-Декер» и «Чикаго-Пневматик» монопольно владели мировым рынком.
Конвейеры советских заводов оснащались американским инструментом с 1930 года. А равнодушные чиновники из «Станкоимпорта» и «Главэлектропрома» из года в год штамповали на импортных заявках: «Электроинструмент в СССР не производится. Импорт разрешить».
В 1939 году группа товарищей обратилась с письмом в правительственные органы с предложением начать выпуск советского электроинструмента на Харьковском комбинате НКВД им. Дзержинского (бывш. Трудкоммуна). Комбинат уже выпускал, массовыми партиями электросверлилки. Но инструмент этот был тяжел, громоздок, ненадежен. Он нуждался в серьезном усовершенствовании.
Предложение было принято. Со второй половины 1939 года началось производство высокочастотных электросверлилок и зачистных машин. Комбинату передали для освоения 13 типов различных импортных электроинструментов.
Но электроинструменту «не повезло». Вместо улучшенных, по сравнению с импортными, типов мы получили грубые, тяжелые конструкции — неудобные и малопроизводительные. К тому же комбинат оказался неподготовленным к выпуску электроинструмента: руководители его пошли по линии наименьшего сопротивления: упрощение конструкции превратилось в вульгарное искажение. В результате выпущенные машины быстро выходили из строя.
Переход в следующий, высший класс точности был очень медлительным. Но все же через год харьковчане создают мощную шлифовалку и сверлилку, не уступающие импортным. Комбинат резко улучшает качество термообработки и сборки. Расширяет сортамент, приступает к освоению электроножниц, полировальных машин.
Но с ноября прошлого года Харьковский комбинат НКВД выпуск электроинструмента почти прекратил, и машиностроение лишилось единственного поставщика электроинструмента; начавшаяся в 1939—40 годах механизация сборочных и отделочных работ приостановлена.
Потому-то так изредка встречается на автозаводе имени Сталина электроинструмент с маркой «ФД». По Союзу сотни тысяч рабочих ежедневно вручную режут металл, привертывают гайки и шурупы, полируют поверхности машин. Миллионы рабочих часов затрачиваются непроизводительно.
Нас спросят: а как обстоит дело с пневматическим инструментом?
И тут положение не лучше. Единственный в Союзе ленинградский завод «Пневматика», подведомственный Наркомуглю, не в состоянии целиком решить задачу механизации ручных работ. Основная продукция этого завода — отбойные и бурильные молотки, перфораторы. Машины сверлильные, шлифовальные, ножницы и т.д. производятся им совсем в незначительном количестве.
Неудивительно, что на других заводах, например, на нашем автозаводе имени Сталина еще с 1938 года работают над производством наиболее необходимого механизированного инструмента. Энтузиасты этого дела — старшие мастера тт. Григорьев, Богданов, Устинов, конструкторы тт. Аралов и Смирнов, технологи тт. Рабинович и Нестеров — немало сделали, чтобы двинуть это производство вперед.
У нас освоено производство пневматической полировальной машины, не уступающей лучшим импортным образцам. Миниатюрная, легкая, мощная, быстроходная — 30 тысяч оборотов в минуту, машина этого типа прекрасно себя зарекомендовала. Выпущен рубильный пневмомолоток, который на обрубке литья повышает производительность по сравнению с молотком завода «Пневматика» на 50—60 процентов. Кроме того, наш молоток значительно удобнее, легче.
Заканчивается освоение мощных пневмошлифовальных машин для отделки крупных штампов и прессформ, осваиваются электрогайковерты, шуруповерты, электроножницы.
Аналогичные работы ведутся и на Горьковском автозаводе имени Молотова. Однако это нас ни в коей степени не может удовлетворить. Мы не в состоянии обеспечить цехи необходимым количеством электроинструмента.
Каков может быть выход из положения?
Создавать цехи по производству электропневмоинструмента при машиностроительных заводах вряд ли целесообразно. Это неизбежно приведет к кустарщине и ненужной многотипности в производстве инструмента, к загрузке заводов несвойственной им работой. Необходимо выделить заводы и специализировать их для производства инструмента.
Базой для производства высокочастотного инструмента вполне могут быть такие заводы, как «Электроинструмент» в Ленинграде, «Красный маяк» в Ярославле и бывш. Трудкоммуна НКВД в Прилуках. Пневматический инструмент, более сложный по изготовлению, очевидно, потребует, кроме расширения производства современных его типов на заводе «Пневматика», постройки новых заводов. США имеют около десятка таких заводов, Англия — 4, Германия — 3.
Решение основной экономической задачи, поставленной XVIII Всесоюзным партийным съездом, обязывает нас всемерно повышать производительность труда на основе максимальной его механизации. Быстрейшая организация массового производства механизированного инструмента — дело первостепенной важности, Оно не терпит никакого отлагательства,
Инж. М. ЦУРКОВ. Московский автозавод имени Сталина.
«Известия», Москва, 22 июня 1941 года