Jun
22
400 суток под водой
June 22, 1941 | Комментировать |
У причала порта, готовые выйти в море по первому сигналу «SOS», стоят спасательные суда Эпрона. Северной (Мурманской) экспедицией Эпрона выполнены сотни заданий. Одна из последних работ эпроновцев — обследование затонувшего в 1915 г. в Онежском заливе парохода.
—Корпус судна и машины сохранились. Палубные надстройки снесены льдом,— сообщили водолазы после обследования парохода под водой.
Командиры, водолазы и рядовой состав экспедиции Эпропа избороздили Белое море вдоль и поперек.
Среди судов, поднятых со дна моря,— ледокол «Садко», крупнейшее судно Северного морского пароходства «Родина», пароход «Красное знамя», лесовоз «Севзаплес» и десятки других.
…Во время сильных морозов потерпел бедствие пароход «Чернышевский», шедший в Белом море под проводкой ледокола. Льдина с огромной силой ударила по корпусу корабля. Образовалась пробоина. В нее хлынула вода. Пароход терял пловучесть. Через короткий промежуток времени по морскому льду быстро двигалась колонна из шести автомашин. Пожалуй, впервые в практике Эпрона спасательная экспедиция отправилась в море на автомобилях. Водолазы paботали, не щадя сил. Мороз препятствовал спасению «Чернышевского». Майны, в которые спускались водолазы, быстро затягивало льдом. В корпусе судна приходилось разводить костры, чтобы лучше скреплялся цемент, положенный на пробоину. На третий день этой невероятно трудной работы, наконец, поставили цементный пластырь, и вода стала поддаваться откачке.
Эпроповцы ведут не только спасательные работы. Искусство водолазов понадобилось для экстренной укладки тяжеловесного трубопровода, питающего водой одно из крупных предприятий. На дне Северной Двины при сравнительно быстром течении были установлены приемники весом по 45 тонн каждый и от них к насосной станции в подводной двухметровой траншее проложены на расстояние около 100 метров трубы диаметром в 1,2 метра.
Много путешествий по морскому дну и грунту Северной Двины проделал водолаз т. Воеводин. Часто он работал под водой вдвое больше положенного времени. Его подводный стаж превышает 10 тысяч часов. Сейчас Воеводин получает персональную пенсию. Другой ветеран подводных работ — т. Зорин работает и поныне. Под водой он находился в общей сложности 400 суток.
Коммунисты Смольников, Федотов и Тангаличев начали работу рядовыми водолазами и стали теперь командирами. Все трое спускались на глубину 70 и больше метров.
Ф. ПОПОВ.
«Известия», Москва, 22 июня 1941 года