Советский учитель — не только педагог, но и воспитатель. Он должен дать учащимся известную сумму знаний и, вместе с тем, обязан воспитать советского гражданина, молодого патриота своей родины, строителя коммунистического общества.

Наши будущие кадры должны постепенно и неуклонно вовлекаться в политическую жизнь страны, приобретать политический опыт и закалку для будущей работы. Между тем, наркомпросы самоустранились от задач политического воспитания в школе, никто за эту работу не отвечает. Не случайно преподавание Сталинской Конституции, которое должно сыграть исключительную по своей воспитательной силе роль, ведется совершенно неудовлетворительно. Еще недавно имела хождение гнилая теория, будто воспитательной работой в школе должны заниматься специально выделенные для этой цели люди — освобожденные классные руководители. Учитель, таким образом, отстранялся от воспитательной работы.

Остатки этой гнилой теории еще не изжиты до сих пор. Наряду с передовыми учителями, соединяющими мастерство обучения с высоким искусством воспитания, есть еще немало и таких педагогов, которые наивно полагают, что вопитание школьников не относится к их прямым в непосредственным обязанностям. Нередко ссылаются при этом на комсомольских организаторов. которые, якобы, должны заменить здесь учителя.

Такой взгляд глубоко ошибочен и вреден. Да, комсомол должен вести политико-воспитательную работу в школе, но это не снимает ответственности с учителей. Комсомольский организатор ни в коей мере не должен заменять здесь педагога-воспитателя.

С каким интересом, с каким неослабным вниманием слушают ребята на уроке того педагога, который умеет политически заострить свой урок, насытить его злободневным содержанием! Наши дети интересуются всем: и Сталинской Конституцией, и жизнью трудящихся капиталистических стран, и событиями в Испании, и грандиозным размахом строителиства в Стране советов, и прошлым нашей родины, и многими другими политическими вопросами.

Преподавательница 193-й школы г. Москвы тов. Зверева систематически рассказывает ученикам своего второго класса о красочной жизни нашей страны. Газетный очерк, детский фильм, художественная литература умело используются мастером-педагогом. «Дети слушали рассказы о блестящей победе советских музыкантов. о героическом переходе женщин-буряток, затаив дыхание. Беседы на эти политические темы помогли с первых дней завоевать авторитет у класса»,— говорит тов. Зверева.

Для того, чтобы политически воспитывать молодое поколение, не нужно прибегать к выдуманным «увязкам» и пичкать детей «сухой политикой», не считаясь с интересами, присущими их возрасту. Напротив, только увлекительное, живое преподавание, учитывающее возрастные особенности учащихся, способно политически воспитывать детей, начиная с младших классов.

Каждый учебный предмет дает огромные возможности для коммунистического воспитания. Нужно только их умело использовать.

Разве не является неисчерпаемым источником политического воспитания преподавание истории? Любовь к своей родине, страстная ненависть к эксплоататорам, горячая любовь к героям, выдвинутым борьбой угнетенных классов за свое освобождение, в идеи интернационализма — все эти качества должны прививаться учащимся на уроках истории. Столь же широкие возможности для политического воспитания раскрываются на уроках географии.

А естествознание? Разве не почетна роль преподавателей физики и химии, призванных вооружить детей материалистическими знаниями о мире, воспитать людей, свободных от суеверий и религиозных предрассудков в способных бороться с ними! В распоряжении естественников находится замечательный материал нашего социалистического строительства, преобразующего природу с помощью науки.

Роль антирелигиозного воспитания особенно возрастет в настоящий момент. В этой области в школе почти ничего не делается. Между тем, церковники всех мастей активизируют работу среди молодежи, распространяют свое тлетворное влияние и на детей. Так, в селе Бехтево, Андреевского района, Западной области, сектанты привлекали школьников к переписыванию религиозных листов. Многие наши работники до сих пор не понимают, что атеизм надо воспитывать у детей с ранних лет, противопоставляя религиозному дурману науку, слепой вере — знание.

Нет ни одного учебного предмета в советской шоле, оторый остался бы в стороне от задач политического воспитания. Разумеется, выполнять эти задачи не следует за счет урезок или изменений школьной программы. Систематическое изучение учебных предметов — закон для учителя.

Конечно, учебный материал сам по себе не исчерпывает возможностей, которыми располагает педагог. Самый порядок работы, ее организация, дисциплина на уроках, воспитательная работа вне класса имеют первостепенное решающее значение.

Можно назвать ряд фактов, свидетельствующих о необходимости напомнить эти простые, казалось бы, истины.

До сих пор школа не имеет устава. Работу классных руководителей никто не контролирует. Политических бесед со школьниками не проводят ни учителя, ни комсорг. Даже на пионерских сборах вопросы политической жизни страны, живо интересующие наших детей, не ставятся.

Этим разгильдяйством и наркомпросовской беспечностью в деле воспитания пользуется классовый враг. Он подсовывает нашим детям воровские частушки, контрреволюционные песни, провоцирует хулиганство, а бывает и хуже. Убийство молодой учительницы Новозавидовской средней школы (Калининская область) Зои Пешехоновой — серьезный сигнал о работе классового врага в советской школе.

И там, где классово враждебные влияния проникли в школу, учитель не должен делать их секретом от учащихся, а, напротив, должен противопоставить чуждому влиянию здоровые настроения учеников, мобилизовать их, привлечь их к борьбе со всем чуждым и вредным в детской среде и на этих примерах учить молодежь.

Все эти предъявляет повышенные требования к советскому учителю, осуществляющему великую и почетную задачу воспитания строителей коммунистического общества. Нечего закрывать глаза на то, что есть еще много педагогов, которые не в состоянии проводить эту работу, которые сани нуждаются в поднятии своего политического уровня. Это со всей очевидностью показала аттестация. Однако, ни наркомпросы, ни профсоюз работников начальной и средней школы ничего не делают для того, чтобы вооружить политическим оружием учителя, расширить его кругозор, дать ему возможность вести свои политические звания в школу.

Такое положение далее нетерпимо. Необходимо по-большевистски взяться за укрепление воспитательной работы в нашей школе, сделать каждого учителя полноправным и ответственным воспитателем наших детей, сделать каждую школу крепостью коммунистического воспитания.

(Передовая «Правды» за 10 мая 1937 года).

«Большевистская сталь», Новокузнецк, 12 мая 1937 года


Комментарии

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind

21.13MB | MySQL:38 | 0.237sec