Днем, около 3 часов, вблизи Зимнего Дворца произошла незначительная перестрелка.

К вечеру войска Совета постепенно тесным кольцом охватили расположение войск, верных Временному Правительству. Всякое сообщение с Зимним Дворцом было прервано. Никто не пропускался к Зимнему Дворцу.

Невский проспект был перехвачен войсками Совета вблизи Казанского Собора, и никто из проходящих дальше этого пункта по Невскому проспекту по направлению к Зимнему Дворцу не пропускался. Трамвайное движение по Невскому проспекту было прервано.

На Гороховой улице, на мосту через Мойку, были устроены баррикады, который охранялись отрядом матросов. Мостовая на Гороховой улице, между Мойкой и Казанской улицей, была взрыта и было устроено нечто вроде окопов. На углу Казанской улицы и Гороховой стояли отряды войск Совета, задерживающие всех прохожих, пытавшихся пройти по направлению к Морской улице.

К вечеру советским войскам было приказано занять Зимний Дворец. Продвижение советских войск по Дворцовой площади было встречено пулеметным и ружейным огнем со стороны Зимнего дворца, а когда толпы советских войск начали приближаться к расположению войск Временного Правительства — из орудий Михайловского артиллерийского училища, расположенных внутри двора Зимнего дворца, было произведено несколько выстрелов, имевших целью разогнать заседавшие войска совета. Первый выстрел из Зимнего дворца был произведен в 9½ час. вечера.

Выстрелы артиллерии из Зимнего дворца всколыхнули население Петрограда: со всех улиц по направлению к Зимнему дворцу потянулись толпы любопытных, но пройти [дальше] расположения войск [совета] никому не у[дается], [… …] никого не пропускают.

В 8 ч. 30 м. вечера Временное Правительство получило в Зимнем Дворце ультиматум, подписанный Петроградским Советом Р. и С. Д., в котором большевики предложили Временному Правительству сдаться, давая срок в 20 мин с наименьшей потерей крови, грозя в случае отказа, взять Зимний Дворец силою орудий из Петропавловской крепости и крейсера “Аврора”.

Временное Правительство, которое находилось в Зимнем Дворце в полном составе, отказалось от каких-либо переговоров и прямого ответа на ультиматум.

После получения ультиматума, в коридоре Зимнего Дворца были собраны, расположенные во Дворце для охраны юнкера, и министры Маслов, Кишкип и Малянтович произнесли речи, в которых они указали на несостоятельность предъявленных большевиками требований, осуждая выступление большевиков накануне созыва Учредительного Собрания.

В городской думе целый день шло непрерывное совещание управы, отдельных гласных. Вечером состоялось заседание в городской думе. К моменту начала заседания городской голова получил сведения, что большевики твердо решили во что бы то ни стало произвести захват Зимнего Дворца.

Одновременно с этим городской голова был уведомлен, что Временное Правительство твердо решило оставаться на своем посту и не вступать в переговоры с восставшими частями.

И у городского головы и у гласных создалось впечатление, что при таких условиях кровопролитие неизбежно, и дело может кончиться гибелью членов Временного Правительства под развалинами Зимнего Дворца. Учитывая всю трагичность создавшегося положения, городская дума решила сделать попытку предотвратить кровопролитие, для чего постановила избрать особые делегации, которые должны немедленно направиться в Смольный Институт, на крейсер “Аврора” и в Зимний Дворец.

Делегации эти должны были сделать попытку примирить стороны.

В начале 10 часа делегации отбыли из здания городской думы.

Около 10½ ч. веч. делегации городской думы вернулись в здание думы. Делегации сообщили, что им не удалось проникнуть ни в Зимний Дворец, ни на крейсер “Аврору”.

Большевик Мануйльский произнес речь, в которой заявил, что, если бы большевики могли предотвратить кровопролитие, они готовы были бы это сделать, но это уже не в их силах; поэтому единственное, что можно сделать — это настаивать на том, чтобы Временное Правительство сдалось без боя.

После 11 часов войска Совета не однократно пытались ворваться в Зимний дворец, но все их попытки успеха не имели.

Дружным пулеметным огнем все попытки большевиков были отражены. Неоднократно также открывался огонь из орудий Михайловского училища.

Поздно ночью в Неву вошли, помимо крейсера “Аврора”, еще 4 миноносца и 1 учебное судно. С крейсера “Аврора” стреляли по Зимнему Дворцу холостыми снарядами; один же из миноносцев дал 2 выстрела по Зимнему Дворцу, не повавши, однако, в цель.

В 2 часа ночи получили известия об аресте всех членов Вр. Правительства; за исключением Прокоповича.

Среди членов Правительства раненых и убитых нет.

А.Ф. Керенский не был в Зимнем дв. при его взятии.

Он находился на фронте.

«Знамя революции», Томск, 4 ноября 1917 года


Комментарии

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind

21.13MB | MySQL:38 | 0.267sec