Jun
21
Первая радиовахта
June 21, 1941 | Комментировать |
Едва лишь самолет отрулил с посадочнои площадки, как стрелок-радист младший лейтенант Остапов выключил радиопередатчик. Прервалась радиосвязь скоростного бомбардировщика с радиостанцией, развернувшейся на берегу реки, в защитной зелени перелеска.
На протяжении нескольких сот километров наземная радиостанция сопутствовала самолету в его рейсе, а сейчас, получив с места посадки условные «СК» (связь кончаю), прервала свою работу.
Погасли нити накала. Стало темно за металлической сеткой шкафа, сквозь которую только что мерцало оранжевое пламя неоновых ламп. Замер двигатель. Начальник радиостанции младший воентехник Герасимов снял фуражку и вытер со лба пот.
…С момента, когда небольшая автоколонна выскочила па шоссе и помчалась сюда, к перелеску, начальника станции не покидали тревога и озабоченность. Это были первый выезд молодых радистов, их первая радиовахта и сопровождение боевого самолета.
Лишь несколько дней назад сколотился штат походной радиостанции, и номера — все бойцы-первогодки — получили в свое управление самую современную сложную аппаратуру, смонтированную на автомашинах.
Только один человек — младший сержант Васильев, назначенный начальником приемного пункта, пришел в подразделение, можно сказать, готовым радистом и даже со своим ключом. Около пяти лет провел он на зимовках, работая одновременно и на приеме, и на передаче. Но и Васильева, знакомого с новой аппаратурой лишь по основным элементам, поразило качество работы передатчика. Если постиг это искусство,— можешь быть спокоен. Настроенный точно на заданную волну, передатчик будет действовать превосходно, обеспечивая штаб безотказной связью с бомбардировщиками, ушедшими в воздух.
Понятно, и молодые бойцы, прежде чем они встретились в штате т. Герасимова, прошли предварительную техническую подготовку. Иначе им не вручили бы этой сложной техники радиовооружения. Но этого мало. Слаженность я взаимодействие, скорость установления связи, а главное, точность в настройке вырабатываются практикой. Именно недостаток этих практических навыков у молодого штата и волновал начальника радиостанции.
Но вот колонна разомкнулась. Одна машина пошла вправо, остальные устремились к перелеску.
Стояла утренняя тишина. Река, озаренная лучами восходящего солнца, сверкала, как зеркало, в зелени высоких берегов.
Машины остановились. Тов. Герасимов вышел, осмотрел место, вынул секундомер. В позах и взглядах бойцов почувствовались настороженность, готовность действовать. Начальник станции отдал команду. Несколько бойцов бросились с колышками и оттяжками. Другие потянули телефонную линию через кусты в лесок, к походному штабу.
Вместе с начальником станции за действиями номеров, выполнявших по тревоге свои боевые обязанности, следили сержант Кокот и сержант Булгаченко. Время от времени они поправляли действия бойцов, ускоряя установку мачт и антенного устройства. Вскоре подал свой голос двигатель. Ровный гул его возвестил, что станция может приступить к работе.
Развертывание станции вполне удовлетворило т. Герасимова. Минутная стрелка почти совпала с заданным нормативом. Оставалась более важная часть задачи — вступление в связь с бомбардировщиком, вылетевшим из пункта Т. и, как сообщили из штаба работающим на условленной волне.
Получив данные, красноармеец Михайлов достал таблицу и с помощью передвижной линейки определил режим запуска станции для заданной волны. Теперь предстояло установить множество ручек и градуировок на панелях каскадов, смонтированных в металлических шкафах походной радиостанции.
Начальник радиостанции удовлетворенно следил за беззвучными движениями радистов, контролируя их по приборам, которые светились на блестящих панелях передатчика.
Связь с воздухом была установлена. С самолета запросили;
—Дайте погоду на участке Н.—Д.
Младший сержант Васильев прочел этот запрос и передал начальнику станции. Через несколько минут из штаба сообщили:
—Передайте на самолет: видимость по горизонту 12 — 15 километров, облачность 3 балла.
Еще минутой позже невидимый собеседник Михайлова — стрелок-радист скоростного бомбардировщика принял метеосводку.
Так на протяжении большого перелета сопутствовала экипажу бомбардировщика радиостанция младшего воентехника Герасимова, штат которой нес свою первую вахту.
М. НИКИТИН.
Ленинградский военный округ.
«Известия», Москва, 21 июня 1941 года