Jun
21
Станки ремонтируют сами станочники
June 21, 1941 | Комментировать |
(Отклики на статью тов. Пятова в «Известиях» от 17 июня)
Лунинское движение с каждым днем находит все больше и больше последователей среди стахановцев всех отраслей промышленности. Инициатива новосибирского машиниста Николая Лунина, который вместе со своей бригадой стал сам осуществлять текущий ремонт своего паровоза, открывает новые резервы для роста производительности труда.
Вполне понятен живейший отклик, который вызвала статья т. Пятова — главного механика Коломенского машиностроительного завода им. Куйбышева. В статье рассказывалось о том, что на заводе им. Куйбышева стремятся работать по-лунински, уже 400 стахановцев учатся сами производить мелкий ремонт станков.
Главный механик киевского завода «Ленинская кузница» т. Каневский считает, что т. Пятов «поднял чрезвычайно важный для промышленности вопрос». На «Ленинской кузнице» также есть станочники-лунинцы. 30 лет работает на своем станке знатный токарь завода т. Токарский. За этот период станок т. Токарского толькоодин раз был в капитальном ремонте. Токарь сам устраняет возникающие неполадки, сам производит станку мелкий ремонт.
В хорошем состоянии находится крановое хозяйство котельного цеха завода «Ленинская кузница». Тов. Каневский объясняет это тем, что «бригада крановщиков во главе с т. Жигалевым самостоятельно, без помощи слесарей, производит текущий ремонт механизмов, содержит их в хорошем состоянии. Все виды ремонта, за исключением капитального, они производят сами».
«Однако это только начало большой и сложной работы по овладению станочниками профессией слесаря, — правильно замечает т. Каневский. — Мы предполагаем созвать общезаводскую конференцию энергетиков и ремонтников вместе со стахановцами цеха. Перед отделом подготовки кадров мы поставили вопрос об организации для токарей, формовщиков, расточников и других станочников школы по изучению конструкции основных узлов станков».
Директор Бакинского машиностроительного завода им. Шмидта т. Эфендиев сообщает весьма показательные примеры:
«Группа стахановцев механосборочного цеха — тт. Джебраил Меджидов, Мартиросов, Акопов, Каминский, Широков и др. производят теперь ремонт супортов, насосов, фрикционов самостоятельно, без помощи слесарей. На каждого слесаря обычно приходится не менее 10 станков. Но если по каким-либо причинам сразу остановились два станка? Следовательно, неизбежны простои. Лунинцы простоя не допустят!
Иногда какой-либо пустяк, в роде ослабления гайки или заедания втулки, на несколько часов останавливает работу. Не проще ли отремонтировать станок самому! Разве не настоящим лунинцем является нашь токарь т. Широков, который больше 15 лет работает на одном станке, ни разу не остановив его для капитального ремонта?»
На заводе им. Шмидта решили в программу технического минимума токарей, фрезеровщиков и долбежчиков включить слесарное дело.
Директор харьковского завода «Серп и молот» т. Полевский говорит:
«На нашем заводе есть немало передовых стахановцев, как токари тт. Чернуха, Малышев, Крысько и другие, собственными силами производящие мелкий ремонт станков. Их станки работают по 5—8 лет без капитального ремонта и находятся в прекрасном состоянии. Однако таких передовиков еще мало, и нам, руководителям завода и инженерно-техническим работникам, следует позаботиться о том, чтобы лунинскими методами овладели все станочники. Для этого необходимо снабдить станочников ремонтным инструментом, запасными частями, помочь им быстро освоить технику ремонтного дела».
Главный инженер Харьковского завода им. Коминтерна т. Махонин подчеркивает:
«Характерно, что именно те рабочие, которые сами производят мелкий ремонт оборудования, как правило, перевыполняют нормы лучше других и зарабатывают больше других. На участках, где у рабочих есть необходимые навыки, мы передаем сейчас ремонт мелкого оборудования самим станочникам».
На Харьковском тракторном заводе им. Орджоникидзе, как сообщает главный инженер завода т. Кордунер, крановщики сами устраняют мелкие поломки, неполадки в кранах, в ремонтно-механическом и инструментальном цехах — токари и револьверщики, а в чугунолитейном цехе часть ремонтных функций выполняют бригадиры по формовке.
В землеприготовительных отделениях литейных цехов ХТЗ имеется специальный мастер со штатом эксплоатационных работников. В то же время тут есть механик со штатом ремонтных рабочих. На заводе пришли к выводу, что механик со своим штатом может вполне успешно справиться и с производственными, и с ремонтными функциями.
Директор Московского тормозного завода т. Горшунов считает, что опыт Коломенского завода заслуживает самого большого внимания. И на тормозном заводе можно встретить в цехах замечательных стахановцев, «которые в образцовом порядке содержат станки, сами производят им мелкий ремонт. К ним относятся: фрезеровщик т. Мальков, станок которого не знает ремонта уже 10 лет, стахановец насосного цеха т. Розенберг и др. В ближайшие дни на тормозном заводе решили широко обсудить вопрос о лунинских методах работы.
Лунинцы — новаторы производства. Лунинское движение — одна из форм стахановского движения. Как и всякое новое начинание, его надо всячески поддерживать и развивать. Поэтому несколько поспешным кажется ответ директора московского завода «Динамо» т. Кабанова, который на вопрос нашего корреспондента, что предпринимают на «Динамо» для распространения опыта лунинцев, заявил:
—Рабочий должен делать то, что ему поручено, а не ремонтировать станки (?!).
Затем т. Кабанов в качестве довода привел то обстоятельство, что на заводе «Динамо» оборудование слишком сложно, чтобы станочник мог сам делать мелкий ремонт.
Но т. Карасев — начальник отдела главного механика и энергетика Наркомата электропромышленности СССР — придерживается на этот счет другого мнения.
—Я считаю, что завод «Динамо», где особенно много старых и квалифицированных рабочих, должен быть примером в распространении опыта лунинпев,— заявил т. Карасев.
Пока не помышляют о создании условий для роста рядов лунинцев и на Московском заводе №3 им. Калинина. Главный механик завода т. Буровой находит, что у станочников завода «низкая квалификация» и что поэтому на заводе «вряд ли можно говорить о самостоятельном ремонте станков силами самих рабочих».
Подумав, т. Буровой все же приходит к заключению:
—Может быть, разве только в инструментальной и экспериментальной мастерских…
***
Первые отклики на статью т. Пятова говорят о том, что стахановцы Коломенского завода им. Куйбышева выступили с хорошим почином. Этот почин встречает поддержку и подражание. Это отнюдь не значит, что дело развития лунинского движения в машиностроении может пойти само собой. Лунинцев надо выращивать, росту их рядов надо всячески способствовать.
«Известия», Москва, 21 июня 1941 года