Jun
21
Об «усушке и утруске»
June 21, 1941 | Комментировать |
Как известно, «усушка и утруска» для недобросовестных работников торговли является средством самоснабжения и наживы. Этому способствует то, что до сих пор нормы естественной убыли продовольственных товаров устанавливались «на глазок».
Недавно Научно-Исследовательский институт торговли и общественного питания Наркомторга СССР задался целью проверить, насколько обоснованы действующие ныне нормы естественной убыли, нет ли в этих нормах скрытых резервов.
Была разработана специальная методика, основанная на научных данных, а также на долголетних наблюдениях работников торговли. Во внимание были приняты всевозможные обстоятельства: климатические условия, хранение и продажа товаров в условиях зимы и лета, оборудование магазина холодильными установками и обеспеченность его складской площадью. Приняты были во внимание даже некоторые особенности продажи товаров в специализированных и смешанных магазинах.
Всего было обследовано несколько тысяч магазинов в 15 областях, краях и автономных республиках. Наблюдение за одними и теми же продуктами в каждом городе велись одновременно в двух-трех магазинах и в таком же количестве складов.
Всего за время обследования было произведено более 380 тысяч опытов.
Обследование показало, что в городских и сельских розничных магазинах фактическая убыль продовольственных товаров на 25—30 проц. меньше, чем предусмотрено нормами.
Установлено также, что размеры естественной убыли большинства продовольственных товаров (мясных, рыбных, молочных, бакалейных и других) должны быть диференцированы: зимой и осенью убыль ниже, чем весной и летом. Немалое значение имеют и климатические условия. Так, например, в южных районах и республиках Средней Азии размер естественной убыли товаров несколько выше, чем в других городах.
На основании произведенных наблюдений и опытов Научно-Исследовательский институт торговли и общественного питания разработал новые диференцированные нормы естественной убыли.
Наркомторг СССР в основном одобрил новые нормы естественной убыли.
«Известия», Москва, 21 июня 1941 года