Только недавно из радиостудии прозвучала в эфире инсценировка горьковской повести «Мать». Слушатели встретили ее с большим интересом. На днях мы были первыми слушателями новой радиокомпозиции— «Тарас Бульба» по Гоголю, исполненной пока в плане генеральной репетиции в одной из студий и передававшейся в… соседний зал.

Постановку осуществил ансамбль артистов во главе с режиссером В. Топорковым. Композиция, сделанная В. Тихоновым, сохранила романтический аромат повести, сюжетное развитие и основные сцены.

Не видя артистов, а только слушая их, воссоздаешь в своем представлении драматические образы прекрасного творения Гоголя. Композицию ведет артист В. Белокуров, читающий от автора. Читает он художественно убедительно, легко, искренно, передавая красоты украинской природы, воспетой Гоголем, внешний облик героев, их настроения. Артист выразительно рассказывает о героических делах и беззаветной храбрости запорожцев. Он вводит в действие героев произведения, тактично, в нужный момент умолкает, предоставляя им слово. И радиослушатель органически воспринимает и живо представляет себе все перипетии действия.

К. Половикова для обрисовки образа матери нашла тенлые и задушевные тона. Хорошо читает М. Болдуман Тараса Бульбу. В начале композиции Тарас кажется несколько суховатым, зато в дальнейшем вырастает в вожака запорожцев, мужественного, непреклонного командира, патриота, превыше всего ставящего интересы родины, ненавидящего врагов. Особенно сильно режиссерски и актерски сделаны сцены боя под Дубно и сцена казни Остапа. Неизгладимое, волнующее впечатление производит эта сцена, проведенная Н. Дорохиным и М. Болдуманом.

Следует сделать упрек композитору В. Крюкову. Его музыка хороша в лирических сценах, колоритно их оттеняет и совсем неубедительна там, где должна бы рисовать картины Запорожской Сечи. Композитор не нашел для них широкого симфонического звучания, ярких красок. Хоры, комментирующие сцены боя под Дубно, написаны совсем слабо, худосочно. А жаль. Музыка в радиокомпозиции хоть в какой-то степени должна бы соответствовать силе и мощи картин повести Гоголя.

Из остальных исполнителей необходимо отметить Б. Ливанова. Мастерски рисует он неустойчивый и пылкий характер Андрия, прельстившегося красотой панночки, потерявшего стыд и честь из-за любви к ней и предавшего родину. И. Гошева (панночка) ведет свою роль интонационно несколько однообразно. В то же время артистка излишне романтизирует этот персонаж. Хороши, полнокровны второстепенные персонажи композиции — казак Кирдяга, Янкель, шляхтич (артисты В. Станицын, В. Топорков, Б. Петкер).

Недостатком композиции является некоторая ее растянутость. Массовые сцены также нуждаются в доработке.

В целом радиокомпозиция «Тарас Бульба» представляет собой нужную, интересную работу.

М. Долгополов.

«Известия», Москва, 21 июня 1941 года


Комментарии

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind

21.12MB | MySQL:38 | 0.167sec