В ТИХОМ ДВОРИКЕ…

October 14, 2013 | Comments Off on В ТИХОМ ДВОРИКЕ…

Гарантией необратимости тех позитивных перемен, которые происходят сейчас в обществе, является и полное возвращение к исторической правде, очищение от скверны сталинизма. Далеко не все сказано об этом уродливом явлении нашей в общем-то еще совсем недавней истории. Более того. Думаю, что мы стоим сейчас лишь в самом начале этого пути. Предстоит серьезная работа как в осознании истоков сталинизма, там и в раскрытии механизма и форм его преступной практики. В частности, пока мы можем во многом только догадываться об истинной картине сталинских репрессий. Для ее более полного воссоздания поистине бесценным источником являются рассказы, воспоминания людей, сполна испытавших на себе всю “доброту и заботу отца народов”.

Обычный старый дворик на одной из улиц Тамбова. В 30-х гг. здесь проживало девять семей. По крайней мере в трех из них до сих пор боятся одного только имени Сталина. Вернее, в двух. Одной уже больше нет.

Партийный работник Никифор Петрович Виноградов “исчез” в 1938 году. Навсегда. В самом начале войны его сын Евгений, студент физико-математического факультета пединститута, тяжело переживший арест отца и испытавший большие нравственные муки, ушел добровольцем на фронт и там пропал без вести. В 1956 году жена Никифора Петровича Анастасия Ивановна, учительница начальных классов, получила справку о реабилитации мужа. Соседи до сих пор помнят, как страшно закричала обезумевшая от горя женщина, прочитав оправдательный приговор.

Большой жизненный путь провел Павел Иванович Тихонов. Совсем еще молодым человеком он был призван на поля сражения первой мировой войны. Попал в плен. Там вступил в РСДРП(б), отлично освоил немецкий язык. После Октябрьской революции окончил институт им. Зиновьева в Ленинграде, учился в институте Красной профессуры. Затем Павел Иванович находился на партийной работе в Средней Азии, Тамбове. В 1934 году был директором книготорга. После убийства С.М.Кирова ом был объявлен троцкистом, исключен из партии, а затем и арестован. Здесь и вспомнились плен, знание немецкого языка. В тюрьме он пробыл около полугода. По свидетельству его жены Елизаветы Клементьевны, мужа пытали, применяя, например, такой иезуитский способ, как подвешивание к потолку вниз головой. Однако, видимо, в то время машина репрессий еще не была готова перемалывать столько “врагов”. Несуществующая вина П.И.Тихонова доказана не была, и он вышел на свободу.

Похожа биография и еще одного жильца дома — Александра Константиновича Печенкина. Член партии примерно с 1918-1919 гг. Принимал участие в установлении Советской власти на Дальнем Востоке, воевал с белогвардейцами и японскими интервентами, близко знал С.Лазо. Затем работал на руководящих должностях в ЧК, ОГПУ, НКВД Владивостока, Хабаровска, Москвы, Пензы, Курска, Воронежа и, наконец, Тамбова. В Тамбове служил начальником особого отдала НКВД. В конце августа 1938 г. Александр Константинович был арестован. За два года, проведенных без суда в заключении, прошел сквозь постоянные издевательства, был исключен из партии. По клеветническому навету арестовывалась и его жена. Во время войны Александр Константинович служил заместителем начальника военно-санитарного поезда.

Тяжелой поступью прошелся сталинизм по судьбам советских людей. Многие, как Н.П.Виноградов, так и не вернулись из застенков. Другие же, подобно П.И.Тихонову и А.К.Печенкину, до конца своих дней пронесут этот тяжелый крест прошлого. Официально не судимые, однако уволенные с работы, не имеющие возможности трудиться по специальности, оболганные и исключенные из партии, они были серьезно сломлены морально и так и не оправились от потрясений. В полной мере это относится и к членам их семей, ставшим для многих “родственниками врагов народа”.

До сих пор Н.П.Виноградов, А.К.Печенкин и П.И. Тихонов не восстановлены в партийных рядах. (Правда, в скором времени состоится партийная реабилитация Н.П. Виноградова).

Сейчас, как никогда, необходимо кропотливое собирание фактов, встречи и беседы с жертвами сталинских беззаконий. Пока это еще возможно. Важно не упустить время. В этом сейчас наш нравственный и гражданский долг.

Д. СЕЛЬЦЕР
аспирант кафедры истории СССР ТГПИ


Comments

You must be logged in to post a comment.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind