Jan
29
5 ПИШЕМ — 4000 В УМЕ
January 29, 2014 | Comments Off on 5 ПИШЕМ — 4000 В УМЕ
«Диктатура совести» — основной, надо полагать, творческий метод сотрудников «флагмана» областной печати — уже не позволяет замалчивать неподдельный интерес тамбовчан к судьбе культовых административных зданий. С 1 июля в городе идет сбор подписей под обращением «ЗА СОЦИАЛЬНУЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ НА ДЕЛЕ!». По предварительным данным, под требованиями передать новостройку обкома — молодежи; государственные дачи в Тулиновском лесу — детям; спецбольницу №4 — воинам-ветеранам подписались около 4000 тамбовчан. Склонен полагать, что именно это обстоятельство, а отнюдь не пяток писем в редакционной почте «ТП», явилось предпосылкой к интервью, напечатанному в этой газете 6 августа. Арифметика проста: «5 пишем — 4000 в уме». Ведь та же «диктатура» запрещает упоминать в местной «правде» термины «Мемориал» или «Содействие» иначе, как в ругательном ключе, а в данном случае ругать авторов «Обращения…» было бы крайне глупо — ведь городское общественное мнение практически полностью одобряет перечисленные в нем требования.
И вот «ТП» в очередной раз явила образец выполненного сквозь зубы социального заказа. В 400-х (?) строках даются «солидные» ответы на «солидные» вопросы. Дело раскручивается аж с 1979 года. Именно тогда задыхающиеся в «здании дореволюционной постройки» аппаратчики обкома партии ребром поставили вопрос о строительстве для себя нового «производственного» помещения. С. Казьмин с неброским юмором заявляет, что проект «широко обсуждался общественностью города и области» и на этот счет имеется даже целая книга отзывов. Приглашаю читателей «Содействия» вспомнить атмосферу последней пятилетки застоя и представить себе качество и уровень «широкого обсуждения» в те-то годы. «Во что обойдется строительство этого здания?»— устами тамбовчанина А. Колягина спрашивает П. Казанок.
—Да всего-то в 3,8 миллиона рублей, и то из кассы ЦК КПСС,— успокаивает нас управляющий делами обкома и далее перечисляет пункты заботы местного аппарата о том, чтобы новостройка не отвлекала на себя средства из бюджета местных Советов, а тем паче ресурсы подрядных организаций, и так зашивающихся на возведении объектов соцкультбыта и жилья…
Почему же наша доморощенная «правда» столь беспардонно вводит читателя в заблуждение?! Не далее, как в июле нынешнего года на совещании в горкоме КПСС из уст его секретаря присутствующие услышали буквально следующее: только для завершения строительства здания на Ленинской площади потребуется еще не менее 6 (шести) миллионов рублей. О том, во сколько обошлись уже произведенные работы и затраченные стройматериалы, остается лишь догадываться.
На что же делается расчет в этой и подобных «солидных» публикациях «ТП»? На то, что читатель в Умете или, скажем, в Жердевке, не имея возможности свериться с альтернативными источниками информации, проглотит «дезу» да еще умилится при мысли о скромности этих простецких парней из аппарата обкома? Право, весьма актуально решение, принятое общим собранием Тамбовского «Мемориала» о создании областного отделения всесоюзного добровольного историко-просветительского общества. Это будет означать, что свою просветительскую деятельность «Содействие» распространит и на районы области.
…Десятая часть интервью отведена под глубокомысленное обсуждение не ставившегося в «Обращении…» вопроса: а не передать ли новостройку под лечебное учреждение? Нет, глубокоуважаемые, «Обращение» трактует этот пункт иначе: здание предлагается передать под Тамбовский Центр научно-технического и культурного творчества молодежи. То есть хотелось бы иметь в нашем городе ДВОРЕЦ МОЛОДЕЖИ, в котором любой из неприкаянно шатающихся юных тамбовчан нашел бы себе занятие по сердцу. Для этой цели городскому Совету следовало бы, как мне представляется, не очень-то стесняясь — по-советски!— попросить все предприятия, учреждения и организации (в которых работают лапы и мамы молодых тамбовчан) скинуться и выкупить у ЦК КПСС неоконченное здание, а потом сообща довести его до ума методом народной стройки. Кстати, решение вопроса о выделении средств на это благодарное дело целесообразнее было бы поручить папам и мамам, входящим в советы трудовых коллективов (недавние шахтерские события убедительно показали, насколько мудро именно рабочие комитеты разбираются в приоритетах социальной политики). Могу заранее спрогнозировать: «Мемориал» и «Содействие» будут активно способствовать сбору средств и группированию трудовых десантов на объект народной стройки.
Небольшое отступление. Автор этих строк без малого четыре года проработал руководителем кружка на областной станции юных техников. За все это Время не припомню случая, чтобы туда ступила нога хоть мало-мальского чиновника из обкома КПСС или облисполкома; лишь пару раз облСЮТ посетила с визитом, так сказать, вежливости тогдашняя секретарь ОК ВЛКСМ… И сегодня, когда не подвластная переменам программа «Время» в очередной раз предъявляет телезрителям несчастных детишек из Гарлема или ЮАР, я узнаю в них и бывших своих подопечных — чумазых, промокших маленьких техников, которым после тренировок не то что обсушиться — руки-то помыть негде, ибо даже канализации на полуаварийной областной (!) станции нет!..
Теперь представьте, что этим беспризорникам и руководителям их кружков предлагают: помогите, поработайте на отделке помещений для себя, и на следующий год вы заимеете мастерские, душевые, сушилки, да плюс ко всему видеотеку и игральные автоматы, бар с мороженым и «Пепси». Готов поклясться: дядю из из обкома партии или редакции «ТП», который обратится с подобным предложением, одни только юные техники от восторга с полдня будут таскать на руках. А есть ведь еще юные натуралисты, ребята, склонные к нетрадиционным видам спорта, дизайну, электронике… Культурно реализовать многие и многие свои склонности тамбовская молодежь нынче не может: в школе — нищета плюс идеологическое ханжество; вне школы — просто нищета; в подъезде — опять-таки нищета, но все «веселее».
Алло, дяди из обкома КПСС! вы же так любите лозунги. Предлагаю принять за основу: «МИР — ДВОРЦУ МОЛОДЕЖИ» ВОЙНА — ПОДЪЕЗДАМ!».
В интервью же, как вопль демократии, подается факт передачи много пожившего двухэтажного дома близ кинотеатра «Родина» под центр научно-технического творчества молодежи… Эх, аппаратные ваши души! Как же сами-то вы не дойдете до одной простой мысли: не заслужили вы и не оправдали работой тех зданий, которые нынче занимаете. Не заслужили хотя бы потому, что в полсотне шагов от ваших хором люди («массы») живут в XIX веке!
Церкви, храмы — тоже, культовые здания — строились для того, чтобы в любое время мог зайти туда человек и с горем и с радостью. Не покосится здесь на него вахтер, не стребует документы милиционер. Ваши предшественники разорили, порушили или приспособили черт знает под что большинство храмов и церквей… А взамен настроили свои цитадели, метровыми буквами пустив над их крышами: «СЛАВА ВЕЛИКОМУ СОВЕТСКОМУ НАРОДУ!» или «ПРОФСОЮЗЫ — ШКОЛА КОММУНИЗМА». Чего стоит хотя бы свежайший факт: у проходящего по ул. М. Горького человека может создаться впечатление, что нет у горожан неотложнее заботы, чем постройка облсовпрофовской гостиницы — нету, и все тут!
Накануне та же программа «Время» показала (а куда денешься?) сюжет из бастовавшего шахтерского города: какой-то партийный храм переструсившая тамошняя элита в спешном порядке, не дожидаясь ультиматума стачкома, передавала под детское учреждение. «А до забастовки этого нельзя было сделать?» — задавался комментатор риторическим вопросом. Сегодня, получив «ТП» с упомянутым интервью, подумал: «А ведь первыми-то в стране должны были бы забастовать журналисты — именно они выродились в пособников всяческих «элитарных» преступлений и безобразий — от науськивания на врагов народа до приторных рецензий на мемуары пятизвездного маршала. Были еще и железный занавес, и кукуруза, и диссиденты… До сих пор не восстановлена стершаяся грань, разделявшая две древнейшие профессии — журналистику и проституцию.
Имеет ли моральное право тот же П. Казанок затрагивать вопрос о тамбовской слецбольнице? Могут ли сотрудники местного Дома печати с чистой совестью описывать недостатки обычных городских (а тем более — районных и сельских) поликлиник и больниц, если сами они со чада и домочадцы приписаны к тихой лечебнице на ул. Советской, 1а?
Можно спрятать в 400-х строках и такие: «Вопрос о закрытии этого филиала (т.н. «обкомовской гостиницы» или «дачи В. Черного» — В.М.) и размещении в нем детского лечебного учреждения решен еще в начале года». Полноте, П. Казанок и С. Казьмин! Сомнительно, чтобы деятели из обкома и «ТП» полгода держали в секрете подобное сенсационное доказательство демократизации местных нравов. Дело в следующем: именно в начале года (16 января) в первом выпуске «Содействия» был впервые вслух задан вопрос относительно судьбы двухэтажного шикарного особняка на Первомайской площади, 28. Затем в №№5 и 10 прозвучало предложение о полном роспуске нынешнего контингента спецбольницы и о сформировании нового состава пациентов — только из ветеранов всех праведных и неправедных войн, ведшихся Союзом ССР. Вы же между персональными пенсионерами и партсовработниками упоминаете о 1700 «афганцах», при этом «забывая» о такой мелочи: лишь в июле с.г. этим ребятам разослали открытки с уведомлением о подарке — праве обращаться за медпомощью в спецполиклинику.
Не правда ли, странное совпадение! — 1 июля начинается общегородской сбор подписей под обращением «За социальную справедливость на деле!», и именно в июле все объекты, когда-либо упоминавшиеся в «Содействии», внезапно рассекречиваются местной официальной прессой да еще, так сказать, задним числом!!
Ах, эти ветхие однокомнатные развалюхи с удобствами во дворе — государственные дачи близ старой Тулиновской дороги! Как плохи, неудобны да к тому же дороги они, если верить Л. Казанку и С. Казьмину! Невольно изумляешься коллективному приступу мазохизма, долгое время одолевающему председателя облисполкома и его заместителей, первого секретаря горкома КПСС, председателя горисполкома, председателя областного КНК, начальника УКГБ, секретаря облисполкома и всех пятерых секретарей обкома КПСС (которых П. Казанок в порыве демократизма засадил в конец перечисления)! Зачем они ежегодно отрывают от семейного бюджета по 120—140, а то и по 240—280 рублей, мучая себя и своих родных каторжным отдыхом в таких-то условиях?! Зачем развалюхи охраняются милицейскими кордонами, сквозь которые и заяц не проскочит (информация от милиционера, принимавшего участие в подобном «боевом охранении»)?! …Ей богу, кажется, иногда, что живешь в сказочной Стране Дураков, где тебе, как несмысленышу Буратино, постоянно твердят: «Скажи на ночь вместо «крэкс, фэкс, пэкс» — «Родина! Держава! Коммунизм!» — и ложись спокойно спать, все остальное мудрая партия решит за тебя, к утру вырастет деревце, и останется лишь срывать с него социальные дивиденды!»
Замечателен своим скромным достоинством финал интервью. Вопрос: «Пользуются ли партийные работники какими-то видами спецобслуживания?» Ответ: «На этот вопрос мы уже неоднократно отвечали. Но если вы (браво! — В.М.) его поставили вновь, скажу, что для работников обкома КПСС, облисполкома, да и в целом для партийно-советских работников никаких закрытых торговых точек или специальных магазинов нет». Ответ, прежде всего, не академичен: он значительно уже поставленного вопроса. Ну какой же — пусть самый тупой — чиновник пошел бы сегодня в спецмагазин, если сверху спущена директива: «Всем перестраиваться!» Они и перестроились. Скромный бумажный сверток с дефицитными книгами из (открытого?) киоска в здании обкома (ну, с «Декамероном» понятно, но вот зачем нашему аппаратчику Булгаков — убей бог, в толк не возьму; может, потому что «врагов надо изучать?»). Килограмм постной колбаски в «дипломат» по пятницам; обеды в (открытой?) обкомовской «столовой от тресте ресторанов и кафе» (?!) — с ресторанным меню и прейскурантом третьеразрядной столовой…
Господи, да разве возможно утаить такие прущие наружу «шила» в нашем небольшом губернском городке, где все знают всех. В инструктаж для обитателей «здания дореволюционной постройки» стоит, наверное, ввести модернизированную сталинскую памятку: «Болтун — находка для «экстремиста».
…Звонок в дверь, открываю. На пороге наш — из «очернителей социалистической действительности». Увидав у меня я руке «ТП» со злосчастным интервью, немедленно вскипает: «А-а! Ты уже читал!! Им не оправдываться — им я подвалы надо как можно быстрее переходить. Самим!»
Увы, интервью управляющего делами обкома КПСС» оперативно выполненное заведующим отделом редакции «ТП», более всего напоминает оправдание. А посему — позвольте вам не поверить.
Богатый на события 1989 год укрепил мою уверенность в том, что быть журналистом — не значит принадлежать к какому-либо печатному органу или Союзу. Журналист — понятие не столько профессиональное, сколько нравственное. Следующий абзац прошу считать официальным заявлением:
«В правление областной организации Союза журналистов СССР. Я, Михайлов Вадим Владимирович (чл. билет СЖ СССР №99231), требую внести в повестку дня ближайшей конференции областной журналистской организации пункт «О консерватизме и конформизме подавляющего большинства журналистских кадров области во главе с правлением обл. организации СЖ СССР и его председателем-нежурналистом».
6 августа 1989 г.
Вадим МИХАЙЛОВ
Постскриптум: Так как в определенных тамбовских кругах продолжают по-прежнему делать вид, что не существует никаких «Мемориала» и «Содействия», оригинал этого заявления направлен заказным письмом в правление обл. организации СЖ.
Comments
You must be logged in to post a comment.