Было это во времена столь далёкие, что некоторые краеведы считают всё нижеизложенное легендой. Другие, наоборот, уверяют, что всё сказанное — чистая правда и в доказательство этого приводят рассказы своих дедов, прадедов и дедов прадедов.
Когда-то, утверждают историки, все жители Задырска называли себя одинаково — задырцами. Жили в те времена все дружно и счастливо — вместе работали, вместе отдыхали, вступали в браки, выращивали детишек — задырцев. Народные гуляния в ту пору были на зависть всем соседям. И даже в метрополии удивлялись шумным и весёлым праздникам задырцев, которые могли заткнуть за пояс жителей куда более населённых городов.
Так продолжалось до тех пор, пока царь-батюшка Прежний не прислал в Задырскую губернию нового наместника на смену проворовавшегося. А надо сказать, что все задырские наместники во все времена были вороватыми и жуликоватыми. Некоторые даже предполагают, что назначение в Задырскую губернию было особым видом награды и присылали сюда чиновников, отличившихся чем-либо на царёвой службе как бы в отпуск с целью поправить свои финансовые дела. Они прибывали в губернию, быстро осваивались, разворовывали оставшееся от предшественника и, набравшись сил и денег, убывали восвояси.
Таким же образом явился сюда и наместник Чорний. До Задырска Чорний служил в царёвой канцелярии — расставлял царские факсимиле на документах. Наставил их он аж миллион и тогда вызвал его царь-батюжка Прежний, да и говорит:
—Пора табе, Василий, здоровьишко поправить, да имущества кое-какого поднабраться. Слушай указ дарагога товарища Прежнего: нынче же собирайся и дуй в Задырскую губернию просвещением тамошнего люда заниматься. Совсем они там, понимаешь, оскотинились…
Собрал Василий семью, деток, да жену, запряг самую резвую тройку и отправился в глушь по велению царя-батюшки.
Вот прибыл он, осмотрелся. А надо сказать, Задырская губерния тогда была совсем нищей, поскольку царские наместники, менявшие друг друга, находили в казне слишком мало средств для того, чтобы кроме своего кармана, оставалось на что-нибудь ещё. И засучил было Чорний рукава… да тут ему и говорят:
—Положено-с проставиться-с по прибытии-с…
Чорний был не из тех, кто традиции нарушает. Раз положено, так положено. И вот через несколько дней вся честна компания собралась в ратуше. А холоп, поставленный у дверей, громко объявлял каждого прибывающего:
—Главный канцелярский советник по приютам господин Бессчастнов!
—Помощник губернского предводителя господин Благородец!
—Адьютант его Превосходительства господин Служилый!
И тут семья наместника подоспела. Холоп растерялся: как новоприбывших объявить? И с перепугу-то брякнул:
—Новоиспечённый задырец господин наместник Чорний!
Покосился Чорний недовольно, не понравилось ему, что он — задырец. А холоп и дальше:
—Новая задырка госпожа Чорния с дитями!
Тут новая задырка от этаких-то эпитетов в обморок и шлёпнулась.
Ну скандал само собой замяли, Чорнию побрызгали водичкой, подняли, влили в рот армянского коньяку, да посадили на почётное место.
Однако новый наместник не захотел, чтобы его жену в дальнейшем именовали черной задыркой и распорядился отныне называть всех бывших задырцев задырчанами. Пока Чорний управлял губернией, всем пришлось с этим считаться, а вот когда он отбыл из Задырска в места более благословенные, обнаружилось, что задырцы всё это время никуда не девались, а, затихарившись, ждали своего часа. И когда наступило время нового наместника, задырцы подняли головы, заделали партию и повели кампанию по возврату жителям Задырска именования “задырцы”. Задырчане, говорили они, звучит оскорбительно для слуха настоящего задырца.
Однако задырчане, которых оказалось вовсе не меньше, воспротивились этакому ретроградству и, собрав свою партию, повели борьбу за право именовать себя и всех окружающих задырчанами.
С тех самых пор и поделились жители Задырска на два непримиримых лагеря. Борьбу вели они между собой непримиримую, частенько сходились на улицах стенка на стенку и, вцепившись в волоса и бороды, возили друг друга мордами по мостовым. А если какой-нибудь задырец иди задырчанин попадал в одиночку в кольцо представителей другого лагеря, то бит бывал нещадно, подвергался всяческим унижениям, поносился самыми последними словами и, обычно вырывался от врагов лишённым всякой растительности на теле, частенько обмазанный дёгтем, и спасаясь от насмешек запирался в своих хоромах на несколько недель, чтобы волосы отросли в необходимом для сохранения чести количестве.
В этих условиях, когда борьба между партиями частенько походила на военные действия, в Задырске образовалась партия миротворцев, представители которой, чтобы угомонить представителей противоборствующих сторон, предлагали называть жителей Задырска не задырцами и не задырчанами, а задырчами, с ударением на “ча”. Слово “задырчи” (с ударением на “чи”), по отношению к жителям города, звучало ещё обиднее, чем “задырчане” или “задырцы”, особенно учитывая, что одиночный житель Задырска должен был в таком случае именоваться “задырч”, но сторонники всеобщего примирения находили это недурным компромиссным решением, настаивая на закреплении такого термина в официальных документах Задырской губернии. Со временем задырчи образовали третью партию Задырска, впрочем, численностью значительно меньше двух других политических сил губернии. Тем не менее, все три партии со временем вышли за границы города Задырска и охватили своим влиянием всю задырскую губернию, вербуя сторонников на самых отдалённых хуторах и в самых забытых деревушках.
Так продолжалось несколько десятилетий. Борьба велась с переменным успехом. Во всяком собрании задырцы и задырчане рассаживались строго по группам: задырцы справа, задырчане — слева. Поэтому задырцев стали называть правыми или консерваторами, а задырчан — левыми, или радикалами. Члены партии задырчей садились посередине, служа необходимым буфером и спасая собрание от неминуемого в противном случае мордобоя. Задырчи, таким образом, стали центристами и, несмотря на свою малую численность, председательствовали во всяком собрании, неуклонно проводя свою линию.
Такова краткая история становления политической системы в Задырской губернии.