СЪЕЗД КОНСТРУКТИВНО-НЕПОСЛУШНОГО МЕНЬШИНСТВА. Борис ЕЛЬЦИН:

January 28, 2014 | Comments Off on СЪЕЗД КОНСТРУКТИВНО-НЕПОСЛУШНОГО МЕНЬШИНСТВА. Борис ЕЛЬЦИН:

Борис Ельцин

Драматизм сложившейся ситуации требует более решительных и радикальных действий по перестройке. Недавние забастовки шахтеров-угольщиков знаменуют новый этап развития кризиса, охватившего советское общество, в особенности — его руководящие органы. Забастовки шахтеров означают прорыв кризисных явлений в широкую социально-политическую область. Эти события к тому же — свидетельство того, что тлеющий экономический кризис грозит перерасти в открытую, острую схватку за власть — т.е. в кризис общеполитический.

Местные Советы, парт-, проф- органы во многих местах практически полностью дискредитированы. В результате событий они растеряны и сегодня бездействуют. Существующий в этих регионах авторитарный режим, административно-командная правящая система сильно пошатнулись.

С другой стороны забастовки показали высокую степень самоорганизации и самоуправления рабочих. Вполне можно сказать, что стачечные комитеты оказались зародышами реальной власти народа. (Аплодисменты).

Во многих местах, где проводились забастовки, ситуация приобрела характерные черты двоевластия, при котором советские, партийные, профсоюзные органы лишь номинально оставались источниками власти, а фактически этими регионами управляли стачечные комитеты. Народ в районах забастовок доведен до отчаяния. Он ясно видит ухудшение своего материального положения, недоволен отсутствием реального прогресса в перестройке, половинчатостью принимаемых в центре решений, откровенным саботажем перестройки на местах.

Отсюда — кризис доверия к верхам, требования гарантий на высшем уровне. Следовательно, верхи уже не могут управлять по-старому, низы начинают понимать невозможность жить по-старому.

Выдвигаемые сейчас многими требования об ускорении выборов в местные Советы — с тем, чтобы устранить ситуацию двоевластия,— может стать как раз тем оселком, на котором будут оттачиваться политическая сознательность «масс», их готовность пойти на решающие перемены. Требования проведения местных выборов до ноября, т.е. фактически до начала работы 2-го Съезда народных депутатов СССР,— это политический лозунг, который в перспективе мог бы объединить вокруг подлинно перестроечных сил народные «массы» и в том случае, если требование это не осуществится. Есть попытка задушить это требование — отложить выборы на возможно более поздний срок.

Выдвинут в эти дни лозунг о передаче экономической власти трудовым коллективам, который также способен сплотить людей на дальнейшую борьбу, его популяризации может способствовать намечающийся вскоре рабочий Съезд.

Еще одно соображение. Предъявляемое требование гарантий на высшем уровне необходимо использовать для всяческого укрепления авторитета и влияния законодательной власти страны — Верховного Совета и Съезда народных депутатов СССР, чтобы превратить их в реальную опору перестройки в стране, гарантию благотворных перемен для народа в целом.

Итак, причины возникновения июльского забастовочного движения:

— недовольство экономическим положением страны, условиями жизни, результатами четырех лет перестройки;
— недовольство результатами работы Съезда народных депутатов, сессии Верховного Совета СССР, не создавших перелом в проведении экономической и политической реформы;
— недовольство половинчатостью, непоследовательностью, а зачастую и ошибочностью решений центральных органов власти;
— постоянно нарастающее сопротивление консервативных сип в аппарате центральных и местных органов — партийных и советских,— бездействие, а зачастую и прямой саботаж в выполнении постановлений на местах;
— главное — это фактическая утрата рабочим классом руководящей роли внутри КПСС.

Эта роль уже давно принадлежит партийной бюрократии, а рабочие избираются в руководящие органы лишь номинально. Рабочие отстранены от руководства партией, они не представлены в самом руководящем ее органе — Политбюро, и как бы экранированы его аппаратом. Они недовольны отраслевой монополией руководства экономикой страны, отсутствием социалистической конкуренции. Бессилие рабочих повлиять на ситуацию не только в стране, но и на своих предприятиях и по месту жительства, бездействие профсоюзов — все это говорит о том, что партократия, советская, хозяйственная бюрократия превратилась в класс. Забастовочное движение направлено именно против этого класса, хотя пока еще, может быть, и неосознанно. Забастовка в нашей стране, в отличие от недавнего прошлого, сегодня вполне легализовалась — еще пока не по закону, но во мнении общественности. Можно утверждать, что забастовка эта, следовательно,— законное оружие социально-экономической и политической борьбы.

Один из путей преодоления застойных явлений, по моему мнению,— проведение внеочередного XXVIII съезда партии, желательно в этом году, на который делегаты — что очень важно! — должны прийти с мандатами не многоступенчатых выборов, а непосредственно от первичных парторганизаций — прямыми выборами на альтернативной основе. (Аплодисменты). И проводить внеочередной съезд надо!

Авторитет партии может поднять только пример собственной демократизации партийной жизни. Доверие «масс» и право руководить надо завоевывать. На съезде обсудить вопросы о положении в партии, переизбрать ЦК и состав Политбюро ЦК. Товарищи, вам представлены тезисы платформы МРГ народных депутатов СССР. Основные ее позиции:

— в законотворческой деятельности руководствоваться интересами народа, готовить новые или альтернативные законопроекты по жизненно важным проблемам общества;
— посредством образования газеты доводить мнения народных депутатов СССР до широчайших слоев народа по существу принципиальных вопросов;
— деятельность группы построить таким образом, чтобы она отражала интересы наиболее радикально настроенных сил рабочего класса, крестьянства, интеллигенции.

Одна из первостепенных задач — подготовка проекта новой Конституции СССР и (возможно) или поправки, или в целом этот проект должен быть вынесен от имени МРГ. В нем должны быть отражены происшедшие изменения в обществе, концепция нового государственного управления в стране. Новый проект Конституции должен быть гарантом против возвращения общества к культу личности и застою.

Считаю недопустимым совмещение функций руководителей Советов и партийных комитетов, т.к. история нашего государства слишком пестрит от концентрации чрезмерной власти в одних руках.

Пора, наконец, понять основную причину торможения перестройки. Это власть и устоявшиеся взаимоотношения партийно-бюрократического аппарата управления всех уровней, льготы и привилегии номенклатуры и повсеместное игнорирование интересов трудящихся. Чтобы покончить с засилием бюрократов и чиновников, система управления должна находиться в прямой зависимости от народа: выборность на конкурсной основе, сменяемость, отзыв своего представителя из любого руководящего органа и другие формы.

Несколько слов о проекте Закона о партии. Партия является частью общества, а не государства (что особенно надо понять), как задумывал Сталин и осуществил. КПСС должна быть законодательно подотчетна Съезду народных депутатов СССР. Признание статуса партии как общественной организации должно находиться в прямой зависимости от степени полной демократизации и выборности ее руководящих органов с наличием института контроля и свободного волеизъявления ее членов.

Анализируя четырехлетний период перестройки, следует сказать, что тактика реализации стратегического курса общества была за 4 года выбрана НЕправильно. И надо найти в себе мужество признать это руководству. Считаю и вношу на ваше рассмотрение перечень законопроектов, которые должны быть подготовлены в приоритетном порядке:

— о полной передаче власти народу и Советам;
— о введении на территории СССР регионального республиканского хозрасчета и реального суверенитета;
— о приведении в соответствие с законом позитивно развивающиеся отношении между государством и церковью, отношение к верующим (не обойти процессы исламизации);
— о дотации малоимущим гражданам;
— о собственности;
— о передаче земли крестьянам;
— об устранении всех ограничений в экономической, финансовой, хозяйственной самостоятельности предприятий и трудовых коллективов и права (я согласен здесь с Собчаком) выхода предприятий из состава министерств;
— о борьбе с коррупцией и взяточничеством;
— о новой инвестиционной политике в стране;
— об общественных организациях;
— о КГБ, армии, МВД;
— о ликвидации льгот и привилегий для руководителей (причем, что касается незаконных льгот и привилегий, то их отменить на этой сессии немедленно, не дожидаясь решения и обсуждения в комиссии, которая берет этот вопрос для изучения в целом) (Аплодисменты.);
— о налогообложении граждан, государственных организаций и кооперативов;
— о страховании;
— о новой экономической реформе — демонополизации экономики или, может быть, выражаясь языком США, «антитрестовского закона» — и переходе на конкурентность;
— о партиях и фракциях в Советах;
— о печати и средствах массовой информации.

Назад | Далее


Comments

You must be logged in to post a comment.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind