Sep
7
Пахан всея Руси
September 7, 2010 | Комментировать
Сегодня прочел на блоге своего старого друга небольшую статью о гопниках нынешних и прошлых. Он там по тексту упоминает о молодежных группировках 80-х годов в Набережных Челнах и Казани, а поскольку мое детство до 15 лет прошло в Набережных Челнах, то мне есть, что к написанному добавить.
Градообразующим предприятием в Челнах был «КамАЗ». До того, как была пущена его первая очередь, Яр Чаллы (по-татарски «Набережные Челны») были сравнительно небольшим татарским поселком с однородным этническим населением. Но вот когда автогигант заработал, там понадобились рабочие руки и для привлечения оных в Челнах были созданы невероятные по советским временам условия. Чтобы не вдаваться в детали, скажу, что жилье на «Камазе» давали в течение года-двух, а в магазинах было все, что было в Москве. И вскоре население Набережных Челнов возросло на порядок. Примерно к 1980-му году, население города превысило 400 000 человек. Если учесть, что в начале 70-х в Челнах жило всего порядка 20 тысяч человек, то такой рост можно назвать взрывным.
Понятно, что сорваться с насиженного места непросто. Поэтому приезжающие условно делились, на три категории: нищета, которым не за что было держаться (наша семья, в частности, была из этой категории), молодежь, рванувшая «за длинным рублем», и откинувшиеся с зоны зеки, которым было все равно, куда ехать. Вот последняя категория как раз и определяла социальную ситуацию в городе.
Город строился комплексами и заселяющие определенный район сразу же получали «приписку» к этому району. Границы между комплексами проходили по разделявшим их улицам. Были комплексы дружественные, а были враждующие и попадать на территорию враждебного комплекса было опасно. По большей части эти отношения распространялись на молодежь примерно до 25 лет, но бывало, что и взрослый мужик, забредший на враждебную территорию, подвергался насилию со стороны агрессивно настроенных подростков. Драки были жестокими. Активно использовались кастеты, металлические прутья, специально изготавливаемые свинцовые шарики, утыканные иглами на гитарной струне, да и просто ножи. «Попинать чушпана» было распространенным развлечением среди 15-17-летних детишек.
Такая агрессивность насаждалась зеками и имела вполне конкретную цель: выкачивание денег из школьников и пэтэушников. Еженедельно группа местных «авторов» (то бишь, авторитетных подростков) собирала деньги с детей, начиная с первого класса. Платить должен был каждый, кто не «мотается». Взносы были от 10 копеек, размер зависел от субъективной оценки достатка. Поскольку я не был вовлечен в эту иерархию, то доподлинно могу сказать только одно: что часть собранных денег передавалась в зековский общак. Какая это была часть, не знаю. Знаю также, что имущество, отобираемое у прохожих, также частично отдавалось «паханам».
Собственно, в этом месте я и не согласен с моим другом Михаилом, который пишет, что своеобразие молодежной субкультуры того времени было порождено дефицитом и однообразием культурных ценностей советского государства. Прежде всего, «моталки» были производным от романтического ореола, которым был окружен криминальный мир для значительной части молодежи того времени. При активной поддержке криминального сообщества, подростками создавалась своеобразная копия банды, терроризирующая в своем районе все, что шевелилось. А паханы, оставаясь в тени, получали деньги.
Но в остальном я согласен абсолютно. В тогдашнем обществе зияющую культурную дыру затыкала идеология. Именно отсюда появлялись речевки: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст», «Тех, кто слушает «Пинк флойд», гнать поганою метлой» и прочие. Советскими партайгеноссе считалось, что главное – это неугасимая вера народа в светлое будущее, а разнообразные отклонения от нормы (в музыке, одежде, кино и т.д.) могут эту веру поколебать. И если взрослые часто были слишком занятыми для того, чтобы размышлять над возможными флуктуациями в общественном сознании, то дети и подростки активно вовлекались во все, что отличалось от голимого официоза. И да – Муслим Магомаев, который в то время был звездой мирового уровня, нами не признавался напрочь, а, скажем полузапретный «Чингиз Хан» был обожаем всеми слоями подростков, имеющих какой-никакой «мафон» (а не имевшими, был обожаем еще больше). Где-то дети занимались подпольным размножением и перепродажей «из под полы» кассет и катушек с западной музыкой, а где-то брали в руки прутья и шли через дорогу бить соседей, которые были территориальными врагами. Они все подражали паханам, ибо образ «пахана» был светлее, чем образ компартии.
Сегодня прочитал, что в Ростове появилась какая-то молодежная группировка, которая декларирует борьбу с пьянством среди русских, но за трезвость борется весьма своеобразно: повальным избиением всех, употребляющих алкогольные напитки в кафе, на улицах или во дворах. Дурь, конечно. А чем от них отличаются какие-нибудь нашисты или мгеровцы? Недавно мгеровец бурматов объявил джихад Шевчуку – это из той же оперы. Одни придурки «мочат» во дворах алкашню, другие – в Интернете поэтов. Разницы между ними никакой. И те, и другие стремятся быть похожими на главного пахана страны.