Слева - реконструкция головы женщины из Ногайчинского кургана. Справа - пленные перед царицей

Слева - реконструкция головы женщины из Ногайчинского кургана. Справа - пленные перед царицей

Как легенды становятся историей

Ряду русских археологов пришлось работать на тех землях, где античные авторы размещали племена сарматов, потомков знаменитых амазонок. Археологами было раскопано несколько курганов, в которых они обнаружили женские погребения с боевым оружием. Одна из легенд рассказывает буквально следующее.

Победив амазонок в сражении на реке Фермодонте, эллинские воины на трех кораблях, с плененными амазонками и своей военной добычей, возвращались с попутным ветром к себе домой. Но в море пленные амазонки взбунтовались и перебили своих победителей. Но поскольку они не имели навыков в искусстве мореплавания, их корабли стало носить по волнам. Наконец неуправляемые корабли были выкинуты на берег, где обитали свободные скифы. От союза амазонок и скифов появилось могущественное и воинственное племя сарматов, которыми управляли амазонки. Это произошло, примерно, в VIII столетии до нашей эры.

Во второй половине двадцатого века нашей эры было начато строительство Северо-Крымского канала, на трассе которого работала археологическая экспедиция, в задачу которой входило следующее: исследование территории будущего канала на предмет изыскания памятников истории. В зону затопления входила одна высота, которая внешне была похожа на скифский курган (сейчас это место называют Ногайчинским курганом). Ее диаметр был примерно 80 метров, а высота 8-10 метров. О ней среди местных жителей ходило множество легенд, и все они утверждали, что это рукотворный курган, который в себе хранит несметные сокровища. А по ночам, в полнолуние на вершине появляется белый конь, который не касаясь копытами земли, испускает холодящее душу ржание.

На кургане тогда работал скрепер, разгребая своим ножом землю. Похоже было, что эта насыпь и впрямь была искусственного происхождения. Вдруг в свежем срезе появился глиняный сосуд. Техника в тот же миг удалилась и на смену ей в ход пошли ножи, совки и кисточки археологов. На свет божий являются еще сосуды, золотая бляшка, за ней вторая и третья. Ученые понимают, что перед ними не разграбленное погребение, а уникальное по богатству древнее захоронение женщины-воина.

Оружие и золотое налобное украшение, диадема и массивная, 900 граммов, гривна из кованой золотой проволоки, на концах которой были золотые крылатые грифы с львиными туловищами и орлиными головами. На груди погребенной была большая золотая брошь, украшенная драгоценными камнями, на руках и ногах золотые браслеты, унизанные жемчугом. Кисти ее рук покоились в серебряных чашах, в которой лежали изумруды. Рядом с ней лежало оружие и бронзовое зеркало, следы истлевшей деревянной шкатулки, в которой находились золотые перстни и флаконы для благовоний, рассыпанный жемчуг, застежка из горного хрусталя в виде дельфина.

Большинство предметов были украшены драгоценными камнями: изумрудами, гранатами, хризолитом, сапфиром, сердоликом, агатом, янтарем и яшмой. Все эти изделия, по-видимому, делались в мастерских Боспорского царства или других античных центрах северного причерноморья, есть и другие предметы, попавшие в саркофаг в качестве военной добычи, подарков и торговли. Понятно, что такой по размеру и богатству курган, не мог быть воздвигнут обычной женщине. Все это дает основание считать, что это захоронение царицы, жившей на стыке второго и первого веков до нашей эры.

Сегодня трудно установить кому принадлежит это захоронение. Но однако существует один письменный источник. Античный писатель Полиэна, живший в конце второго века до нашей эры как раз в этих местах и примерно в то же время, писал о царице сарматов Амаге. Амага, по его словам, была женщина умная и воинственная. Слава ее гремела по всей Скифии. Жившие тогда на Таврическом полуострове Херсонеситы, обижаемые постоянно одним из скифских царей, попросили ее принять их в свое подданство. Амага сначала послала скифскому царю наказ – не трогать больше Херсонес. Когда же тот ее не послушал, она взяла с собой 120 воительниц, дав каждой из них по три лошади и чеpез сутки, преодолев примерно 200 километров, внезапно появилась у ворот его дворца, перебив всю его стражу. Скифы пришли в смятение от неожиданности, полагая что Амага пришла с большим войском. Она же ворвалась во дворец и собственноручно убила царя и бывших с ним. Страну отдала херсонесцам, а царскую власть вручила сыну убитого царя, наказав ему править справедливо и никого не обижать, помня об участии своего отца.

Именно этот Нагайченский курган и был насыпан в те времена и на той земле, где по свидетельству античного писателя, правила тогда царица сарматов красавица Амага.

Борис СЕННИКОВ для «Тамбовских губернских ведомостей»
Украшения
Никаких денег не хватит, чтобы купить серьги, как у царицы Амаги. Хотя некоторые из них, вероятно есть в музеях, но никто точно не знает, носила ли их легендарная царица Амага или кто-нибудь из ее приблеженных.


Comments

5 Comments so far

  1. Nick on March 4, 2011 18:17

    очень интересная реконструкция…. такие вон по улицам россии ходят… один в один. история – штука очень интересная…

  2. Юрий АНТОНЕНКО on March 4, 2011 18:35

    Думаешь, у нее шесть ушей должно быть, раз она по нашим улицам не ходит?

  3. Galina on March 4, 2011 20:45

    Юрий, не хами читателям!

  4. Юрий АНТОНЕНКО on March 4, 2011 21:01

    Это не просто читатель. Это мой старый друг, хотя и упертый, как баран. 🙂

  5. Nick on March 5, 2011 10:19

    сам ты баран. я говорю про то, что внешнее сходство наводит на интересные мысли. про наших предков… оченно интересно… надо почитать повнимательнее данную тему.

Name

Email

Website

Speak your mind

  • Archives