Купала и Кострома

Купала и Кострома

31 купальня (21 июня). Купала.

Летнее солнцестояние. Через Сед-мериду 31 купальня в год Воскресения Буса проходила α-Близнецов (Поллукс) и Процион (α-Малого Пса).

Это самый долгий день и самая короткая ночь в году. С Купалы день начнет уменьшаться, а ночь возрастать. В день Купалы кончается весна и начинается лето.

Огненный бог, бог Луны и Огня, бог огненных жертвоприношений и домашнего очага Семаргл встретил на берегу Ра-реки богиню ночи – Купальницу. И было это на Неопалимую Купальницу (26 святовита). Через 9 месяцев, на Купалу, у Семаргла и Купальницы родились дети – Купала и Кострома. Судьба разлучила брата и сестру. Младенца Купалу унесли гуси-лебеди за тридевять земель. Но им вновь было суждено встретиться. Через много лет Кострома, гуляя по берегу реки, сплела венок. Она хвалилась, что ветер не сможет сорвать с ее головы этот венок (что означало, что она не выйдет замуж), за эту похвальбу боги ее наказали. Ветер сорвал ее венок и унес на воду, там его подобрал Купала, проплывавший мимо в лодке. Кострома не узнала брата, обычай же повелел им жениться.

Была сыграна свадьба, а после свадьбы жених и невеста узнали о том, что они – брат и сестра. Тогда они решили покончить с собой и утопились в реке. Кострома стала русалкой, или, по-малорусски, – мавкой.

Боги, сжалившись, превратили Купалу и Кострому в цветок Купала-да-Мавка (Иван-да-Марья).

Согласно иному видению, Купала отождествлялся с Колядой, ибо созвездия Коляды и Купалы в один и тот же срок плывут в лодочке либо колыбели, по реке Смородине (астрологически это созвездие Корабля), но в разных направлениях. Оба подбирают венки: Крышень-Коляда у Рады-Радуницы, а Купала – у Костромы. Глубокое родство этих сюжетов говорит и о мистериальной близости Купалы и Крышня-Коляды.

В Древней Руси в этот день разыгрывали мистерию Купалы и Мавки. Прыгали через костер, совершали огненные жертвоприношения, пили и плескали в огонь священный напиток – сурицу.

Купальское действо обычно проходило у реки или водоема. Оно делилось на ночное и дневное. Днем на праздник являлся «ящер», который грозил покарать тех, кто не кладет веночки на голову и не поет песни. Разыгрывалась старинная игра в «Ящера», который сидел под кустом и ловил девушек. Под конец игры являлся бог Ярила и поражал Ящера. Но сей поверженный весною Ящер к лету воскресал, потому день с Купалы уменьшается, а ночь прибывает.

И потому вечером тонут в реке Купала и Кострома. Девушки же, сожалея об уходящей весне, сплетают венки, пускают их по воде, дабы найти женихов, и поют:

Кострома, бела, румяна,
За что любишь ты Купалу?
Я за то люблю Купалу,
Что головушка кудрява,
А бородка кучерява…

В этот день и последующую ночь в лесу собирали целебные и волшебные травы (например, плакун-траву, разрыв-траву, терлич-траву, цветок папоротника).
Потому, кстати, Купала почитался и помощником целителей, знахарей и колдунов. В это время в священных реках и озерах проходили ритуальные купания, омовения. Люди обливали друг друга, очищались молитвами.

«Мольбы творили о чистоте души своей и тела, поскольку это умывание установил для нас бог Сварог, и Купалец указывал нам на это. И мы не смели этим пренебрегать, и мыли свои тела, и умывали дух свой в чистой воде живой» (Род III,1:12).

Очищаясь в реках, люди вспоминали об очищении Мары, Живы и Лели в священных водах Ирия после их освобождения из плена у Скипера-зверя. Вспоминали и о купании Перуна в водах Днепра, когда он стремился переплыть к русалке Роси, и о рождении Дажьбога.

О купании Зари-Зареницы и встрече ее с богом Хорсом. Считалось, что тот, кто не очистится в водах в этот день, будет страдать от порчи.

Девки, бабы – на Купальню!
Ладу-ладу – на Купальню!
Кто не выйдет на Купальню –
Ой, тот будет пень-колода!
А кто выйдет на Купальню –
Ой, тот будет бел береза!

Православное толкование

После нескольких календарных реформ праздник Купалы был передвинут на 7 июля, в русском православии он именуется днем Ивана Купалы – в честь ведического бога Купалы и христианского святого Иоанна Крестителя.

Ведические обычаи и обряды были унаследованы и христианским народным календарем. Так, 13 июня на празднование Иконы Божьей Матери «Нерушимая стена», а также 14 июня, на Устина (его имя тоже связывали со стенами), запрещалось строить и городить тын, чтобы не рассердить русалок.

С 16-го по 18-е, на Лукьяна-ветреника, на Митрофана и Дорофея, люди следили за ветром, с какой он стороны дует. И в связи с этим существовало много разных примет.

21 июня, в день Федора-Стратилата, ждали грозу. Говорили: «Стратилат – грозами богат». И это очевидный знак того, что на Купалу почитали также и Громовержца Перуна, вспоминали его победу над Скипером-зверем. Да и само празднование Купалы трактовалось приверженцами Перуновой веры как очищение Живы, Мары и Лели после заточения в Нави.

Кроме того сам знак солнцеворота (свастика), знак сего дня, является также и знаком Вышня-Перуна. И в сей день поминали все Его деяния.

Александр Асов. “Календарь русских волхвов”


Comments

Name

Email

Website

Speak your mind

  • Archives