Aug
8
Не милость, а движение души
August 8, 2011 | 1 Comment
так понимали свою благотворительность тамбовские меценаты
В последнее время мы все чаще вглядываемся в прошлое. Потребность в духовной преемственности ощущается все острее, все настойчивей. На рубеже XIX-XX веков, например, получили широкое распространение благотворительность и меценатство. Тамбовские меценаты вкладывали свои средства в основном в гимназии, училища, больницы, приюты для сирот и престарелых. Среди жертвователей встречались представители известных в крае дворянских и купеческих фамилий: Чичерины, Нарышкины, Носовы, Толмачевы. Не чужды были благотворительности интеллигенция и церковь.
Расходы на народное образование по губернии составили свыше 12 миллионов рублей. Таких денег у губернских властей никогда не было. И вот заботы о народном образовании в в 60-е гг. XIX века передаются в ведомство земств и городов. Но и они не располагали ни учительскими кадрами, ни учреждениями для подготовки педагогов для сельской школы. Помощь шла с разных сторон от людей, осознавших важность просвещения русского народа. В 1870 году в Тамбове стараниями известного мецената Э. Нарышкина был образован Екатерининский учительский институт, для которого было построено специальное здание. Он пожертвовал огромную по тому времени сумму на устройство этого учебного заведения – 250 тысяч рублей. Постепенно этот капитал при жизни жертвователя был доведен до суммы в 477 тысяч рублей, на проценты с которых и содержался институт. Но это было не единственное детище Нарышкина. Он открыл в Тамбове на Козловской (ныне Мичуринской) улице приют для воспитания арестантских детей – первый в России из заведений подобного рода, построил при мужской гимназии общежитие для малоимущих учащихся средних учебных заведений города, обеспечив его капиталом в 100 тысяч рублей на содержание. В 90-х годах XIX века Нарышкин соорудил в Тамбове огромное по тем временам здание для народных чтений, народной библиотеки и музея, которое старожилы до сих пор называют Нарышкинской читальней (сейчас в нем расположена картинная галерея). Он же содействовал основанию в губернском центре одного из первых в России общества народных чтений. Более двух миллионов рублей передал этот российский дворянин на благотворительные дела. Жена Нарышкина, урожденная Чичерина, Л. Нарышкина продолжала благородное начинание мужа. Благодаря ее милосердию и пожертвованию многие духовные училища Тамбовской губернии существовали безбедно. Эти деяния замечались современниками. В 1913 году общественность решила увековечить память Э. Нарышкина, установив ему памятник в городском сквере на народные пожертвования. Осуществлению замысла помешала начавшаяся первая мировая война.
Ценя щедрость еще одного тамбовского мецената А. Носова, горожане решили поставить ему памятник в Носовском сквере (ныне сквер Героя Советского Союза В. Петрова). Купец Носов пожертвовал на нужды города около 4,5 миллиона рублей. Эти деньги были использованы для развития ремесленного училища и создания богадельни для больных и престарелых людей. Тамбовское ремесленное училище в 1909 году насчитывало около 90 воспитанников и было одним из лучших в России. В «Носовской богадельне» содержалось около восьмисот человек, при ней же находился приют для детей и церковно-приходская школа. Одновременно с этим около 8 тысяч человек могли получать ежедневно разовое питание.
В 1869 году городской голова Николай Михайлович Носов, представитель этой же купеческой семьи, передал на устройство храма св. Александра Невского 5 тысяч рублей. Впоследствии он выполнял обязанности церковного старосты храма, что тоже было связано с немалыми расходами.
На нужды гимназии и ее бедных учеников жертвовали купцы О. Васильев, М. Какушкин, П.Н. Николаев. При содействии тогдашнего губернатора Н.М. Гартинга в 1869-70 учебном году была собрана значительная сумма денег в пользу бедных гимназистов.
Милосердие исходило от разных социальных групп. Но почти всегда эти люди были едины в своих стремлениях облегчить чью-то жизнь. Ярким примером подобного может служить решение проблемы обучения слепых детей. За нее взялось Крестовоздвиженское церковное братство (добровольное общество при церкви на Воздвиженском кладбище, занимавшееся уходом за могилами и благотворительностью). Оно смогло организовать это благородное дело и собрать средства для открытия сначала небольшой школы, а позже для покупки усадьбы на Киркиной улице. В 1911 году был построен новый корпус (ныне ул. А. Бебеля, здание музыкальной школы №4). Списки всех жертвователей, независимо от сумм, начиная с нескольких копеек до десятков тысяч рублей, публиковались в местной печати. Вместе с этим обычно печатались и отчеты об использовании этих денег.
Добровольные денежные пожертвования тамбовской интеллигенции позволили в 1871 году открыть «лечебницу для приходящих». Помещение в своем доме предоставил старый аптекарь А. Вернер. Подобных лечебниц в Тамбове, по данным «Адрес-календаря» на 1913 год, было пять. Все они существовали на пожертвования. Были еще лечебницы и больницы при фабриках принадлежащих богатейшим людям губернии: в селе Рассказове при фабриках братьев Асеевых, Рогозы и Желтовых, в Бондарях при фабрике Ляпиных. Имелись подобные заведения и в имениях графа Орлова-Давыдова в селе Ново-Покровское, графа Строганова в селе Знаменском. Участником многих милосердных акций в губернии был П. Строганов, он же являлся почетным попечителем епархиального женского училища. По данным того же «Адрес-календаря» в Тамбове было 12 частных учебных заведений, в Козлове – 3, в Моршанске – 3. Благотворительных заведений и лечебниц в Тамбове насчитывалось 6, в Козлове – 2, в Моршанске – 4. Дворянство, купечество, интеллигенция, церковь помогали содержать и ряд государственных учебных заведении и лечебниц.
Эти примеры из истории поучительны и достойны подражания.
С. Долгова
Comments
1 Comment so far
На снимке не видно самой высокой в России колокольни…
Просто её не было.