В Тамбове на месте, где улица Интернациональная вливается в площадь Ленина, возле нового здания библиотеки имени А.С. Пушкина стояла более полутора веков одна из самых старых и, пожалуй, самых красивых городских церквей. Построена она была на средства тамбовского купца Федора Уткина, поэтому в народе называлась Уткинской. Но история ее сооружения начинается не с купца Уткина. Еще в конце XVII века на этом месте стоял деревянный храм – приходская церковь Ямской слободы.

Интересно, а как появилась в Тамбове Ямская слобода? Дело в том, что город был основан на одной из двух дорог, ведущих из центра Московского государства в Поволжье.

Уже во второй половине XII века к западу от стен Тамбовской крепости, в районе современной улицы Интернациональной, стала складываться и быстро развиваться слобода, заселенная в основном ямщиками.

Каждая слобода имела свою приходскую церковь. Вот и в Ямской заложили во имя архидиакона Стефана. В 1686 она была освящена епископом Питиримом.

Вскоре после освящения Архидиаконской церкви епископ передал прихожанам чудотворную икону Божьей Матери. По ней церковь называлась также Богородичной. Спустя 85 лет деревянное ее здание решили заменить на каменное. Это было время, когда Тамбовской епархией управлял епископ Феодосий. При нем началось активное строительство каменных храмовых сооружений. Были возведены каменная двухярусная с палаткой колокольня над Святыми воротами Казанского монастыря, каменная Успенская церковь (вскоре разобранная), начато строительство новой Знаменской церкви и зданий духовной семинарии.

Купец Ф. Уткин заложил каменную Архидиаконскую церковь в 1771 году. Но некоторым сведениям, старая деревянная церковь была перенесена на Петропавловское кладбище. То, что строительством занялся купец, неудивительно. Это было хорошей традицией, когда купцы строили для города общественные здания: церкви, больницы, приюты. Так, например, в конце XVIII века купец Бородин заменил обветшавший деревянные второй этаж Спасо-Преображенского собора на каменный. Строительство Архидиаконской церкви продолжалось семь лет и в 1778 году она была освящена. Построена церковь была с одним престолом. Позднее возникла необходимость в устройстве придела во имя Тамбовской иконы Божьей Матери, принесенной в церковь епископом Питиримом. Она представляла собой список с иконы Казанской Божьей Матери. Названа же была Тамбовской потому, что и верующие предпочитали ее другим.

Любопытна история ее обретения. Предание гласит, что икона долгое время находилась в кладовой Архидиаконской церкви. Но одному неизлечимо больному человеку представилось видение, что она принесет ему исцеление. Икона была извлечена из кладовой и, действительно, принесла исцеление. По сохранившемуся описанию она была «малого размера, риза на ней серебряная в позолоте, по местам убрана мелким сибирским жемчугом, живопись ее старинной выразительной кисти».

В 1835 году Архидиаконский храм старанием протоиерея И. Андреева, наконец, был «распространен в длину» с устройством двух приделов (один из них специально для иконы Божьей Матери) и колокольни. После этого церковь стали чаще называть Богородничной. Незначительно она перестраивалась в 1857 году и потом позднее. В частности, шпиль на колокольне был заменен на главку. Однако несмотря на поздние переделки, храм во многом сохранил черты барокко, присущие строениям XVIII века. Особенно это относится к большому барабану и куполу. С севера и юга церковь была украшена шестиколонными портиками, а с запада, у колокольни – четырехколонным. На некоторых старых фотографиях видно, что церковь была покрашена в контрастные тона (вероятнее всего в белый и голубой), что также характерно для стиля барокко. Одним словом, это был типичнейший и лучший в городе образец этого архитектурного стиля. В длину церковь вместе с колокольней достигала сорока метров, в ширину – двадцати. В приходе церкви вмещалось до двух тысяч прихожан. Храмовый праздник отмечался 10 апреля (по старому стилю). Накануне совершалось «благолепное» вечернее служение с чтением акафиста и освящением хлебов. Хор исполнял церковные песнопения из произведений М. Глинки, А. Архангельского, С. Смоленского и других композиторов. Современники отмечали, что он был прекрасно поставлен, хористы пели стройно, прочувствованно, с тонкой нюансировкой. Утром 16 апреля к Спасо-Преображенскому собору подходили крестные ходы ото всех местных церквей. Перед гробницей святителя Питирима в соборе отслуживался молебен. Затем процессия двигалась к Богородичной церкви, где совершалось молебное пение перед иконой Тамбовской Божьей Матери. На архиерейском служении пели два хора: Богородичный и архиерейский. Вечером по окончании литургии архиерей всем «благостно» преподавал благословение…

После победы Октябрьской революции Богородичную церковь закрыли не сразу. Еще несколько лет она оставалась действующей. Но на рубеже 1920-30-х годов службы в ней запретили, а вскоре ее сломали, якобы потому, что она мешала движению транспорта по улице Интернациональной. Таким образом, Тамбов лишился своей лучшей архитектурной реликвии эпохи барокко.

В. Кузнецов



Comments

Name

Email

Website

Speak your mind

  • Archives