В последнее время, в связи с выдвижением РПЦ на первые роли в политике, повсюду отчаянно дискутируются десятки вопросов, касающихся следования священнослужителями христианской доктрине – от возможности вмешательства в политику вообще до чисто практических вопросов о торговле в храме, преследовании Церковью своих недоброжелателей, богатстве иерархов и прочих.

Я не чувствую себя в силах рассмотреть такое множество вопросов. Из постоянно дискутируемых мне показался насущным такой: пристало ли христианину отвечать на насилие насилием?

Сначала я постараюсь изложить точку зрения тех, кто считает, что пристало. Обыкновенно они начинают с того, что защита Отечества – святая обязанность каждого христианина, приводят в пример множество христианских воинов, канонизированных как западной, так и восточной Церквями, а затем переходят к цитированию Нового завета. Из этой книги, как правило, приводится два места: первое из Деяний апостолов (Деян.10:1-48), где идет речь о крещении римского сотника Корнилия и второе из Евангелия от Иоанна (Ин.15:13), которое гласит: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Некоторые идут еще дальше и заявляют, что христианство вообще – религия воинов и каждый истинный христианин является доблестным бойцом, который с оружием в руках готов отстаивать чистоту веры от любых еретических посягательств, а Родину от нашествий вражеских полчищ.

Впервые столкнувшись с подобными откровениями, я был немало удивлен, но посчитал такие уверения частными заблуждениями тех «православных», которые никогда в жизни не открывали Нового завета. Однако вскоре мне пришлось убедиться, что заблуждаюсь именно я – количество апологетов воинствующего христианства оказалось столь велико, что некоторые из «хоругвеносцев» стали заявлять на камеру, что видят своей обязанностью избивать и всячески преследовать «кощунников», которые осмеливаются утверждать, что Господь заповедал прощать врагов.

Им я и посвятил свое небольшое исследование.

Сначала небольшое отступление. Известно, что толкователи от православия положили сотни лет на то, чтобы на каждый случай у попа всегда была заготовлена цитата из Священного писания с необходимым пояснением, которое призвано утвердить паству в том, что любое деяние настоятеля является богоугодным. Столетия прошли недаром, любую фразу из Нового завета вывернули во все стороны и теперь, в зависимости от ситуации, священнослужители одним и тем же цитатам придают разный, часто противоположный смысл. Поэтому я предпочитаю дословное понимание написанного, без наслоений богословской мути.

Начну я с того, что является Отечеством христианина в соответствии с Новым заветом. Специально для православных хоругвеносцев поясню, что Новый завет есть главная Священная книга христиан. Всеми конфессиями он признается данным Богом в качестве руководства к действию для каждого, кто называет себя христианином.

Вопрос об Отечестве разъясняется очень просто. Каждый христианин больше всех в мире должен почитать Иисуса Христа и буквально следовать каждому его слову: «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.» (Мф. 10:37-38).

На суде у Пилата Иисус отвечает римскому прокуратору на вопрос, является ли он царем Иудеи: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда».

Иисус совершенно однозначно говорит о том, что его, а значит, и каждого христианина Царство – не земное. Не с земными государствами он связывает свое будущее, а с тем, которое «не от мира сего». Многократно эта же мысль проводится и в виде притч, например, у Матфея (6:21) – «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше», у Луки (4:8-10) – «Опять берет Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, и говорит Ему: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».

Далее. Известно, что во времена, когда Иисус проповедовал, Галилея – место, где он родился (в понимании хоругвеносцев это и есть его Отечество), а также и сопредельные области – Самария, Иудея, находились под римским владычеством. Римляне сурово обходились с его соотечественниками, подавляя малейшее неповиновение. Широко известен, например, случай, когда самаритяне собрались для отправления культа на горе Гаризим и Понтий Пилат направил на них конницу, которая просто растоптала несколько тысяч человек. Постоянно происходило надругательство и над традициями иудеев – римляне посягали и на иерусалимский Храм, и проносили по городу портреты римского императора, что было строжайше запрещено иудейской религией и являлось неслыханным оскорблением всего народа.

Словом, римляне вели себя в Иудее, Галилее и Самарии как жестокие захватчики, подавлявшие любое несогласие, каравшие малейшее неповиновение, уничтожавшие иудейскую веру, подвергавшие геноциду сам иудейский народ.

Именно в это время набирала силу очередная волна широкого повстанческого движения, которое ставило целью свергнуть римскую власть. Я не стану здесь уходить в сторону и давать исторические врезки, скажу только, что все восстания были подавлены самым жестоким образом, а спустя 100 лет, желая наказать непокорных иудеев, которые служили источником непрерывной головной боли для имперских властей, римский император Адриан приказал разрушить Иерусалим и возвести на его месте новый город, названный Элией Капитолиной.

Отсюда вопрос: если для христианина защита Отечества является настолько важной, как уверяют в этом православные хоругвеносцы, то почему же сам Иисус не присоединился к своим единородцам в их правоверной борьбе против угнетателей-иноземцев?

Ответ на этот вопрос Иисус и дал на суде у Понтия Пилата.

Никто из воинов не стал таким знаменитым среди сторонников православного воинства, как римский сотник Корнилий. В Деяниях апостолов (Деян.10:1-48) описывается, как воин римской армии Корнилий, получивший видение, отправился в Иоппию, где был крещен Петром в христианство. Этот эпизод, по мнению адептов защиты Отечества с оружием в руках, является доказательством того, что таким образом через Петра Иисус благословил всех воинов и, следовательно, сделал эту профессию достойной для любого христианина. Дескать, если бы участие в войнах осуждалось, то Корнилий не был бы крещен.

Здесь нужно, во-первых, не забывать, что Корнилий был захватчиком и участвовал в войнах несправедливых, имперских, ставящих целью рост могущества Римской империи. Таким образом можно договориться и до того, что Иисус через Петра благословил всех оккупантов, а значит захват чужих земель является делом богоугодным и благим. Но и в этом случае мы придем к противоречию – раз оккупация является богоугодным делом, то сопротивление ей – грех против Бога.

Крещение само по себе согласно евангелиям не является прерогативой каких-то профессиональных групп, адептов определенных культов или людей определенных национальностей. Крещение должно быть доступно каждому, кто уверовал в Иисуса, как сына Божьего, распятого на кресте за грехи человечества и воскресшего на третий день. Поэтому крещение римского сотника не говорит ни о каких индульгенциях в адрес воинов, а говорит только о том, что вера в Христа открывает путь к спасению для любого язычника, для любого грешника.

Не менее интересно проследить, что стало с римским сотником Корнилием после крещения. Однако Новый завет таких сведений не содержит. Зато они есть в «Житиях Святых». Что же мы оттуда узнаём? Оказывается, сразу после крещения Корнилий отказался от военной карьеры и посвятил свою жизнь христианской проповеди. Мало того, Петр сделал его епископом: «Корнилий крестился со всем своим домом. Он первый из язычников уверовал в Господа Нашего Иисуса Христа и, по принятии крещения, оставил всё и пошел за Петром, который поставил его епископам. Проходя с Петром и другими проповедниками различные страны, он ревностно трудился, проповедуя о Христе.».

Теперь перейдем к часто используемому фрагменту из евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.» ((Ин.15:13).

Греческое слово «ψυχην», использованное в оригинале, в своем первом значении означает именно душу в сакральном, мистическом смысле, как отдельную часть человеческого существа. Если понимать фразу именно в этом смысле, то речь идет о наиболее серьезной для христианина жертве – обречении души на вечные муки. Однако сторонниками идеи о святости насильственных действий во имя справедливости, защиты родины и родни, этот аргумент обычно отвергается, так как в древнегреческом языке у этого слова есть и второстепенный смысл – «жизнь».

Но и сам контекст фразы не содержит никаких сведений о том, что речь идет о том, чтобы «положить душу» в бою, во время войны, во время защиты дома, Отчизны и т.д. Чтобы каждый мог убедиться в этом не ища нужное место, я приведу его здесь сам:

Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви.
Сие сказал Я вам, да радость Моя в вас пребудет и радость ваша будет совершенна.
Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас.
Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.
Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам.
Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего.

Ин. 15:10-15

Еще раз: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.». Обратите внимание: «положит душу свою». Нигде не идет речи, что за друзей нужно положить чью-то еще душу. Не говоря о том, что спасение друзей востребовано не только во время битв (например, можно погибнуть, спасая утопающего или заразиться от пациента смертельной болезнью), нигде не сказано, что даже и во время войн христианин должен браться за оружие.

Но не сказано и обратного, скажет мне воинственный хоругвеносец.

Здесь нам остается только обратиться к историческим сведениям о том, как себя вели в этом отношении первые христиане. Уже начиная с III века, когда вопрос о распространении христианства стал вопросом распространения влияния Римской империи, христианские толкователи приступили к истолкованию христианской доктрины в удобном для таких целей виде. Поэтому, исследуя практику первоначального христианства, нам необходимо иметь ввиду только свидетельства I, II и начала III веков. Итак, что же говорят противники и сторонники христианства об отношении христиан к воинской службе?

Вот ярый критик христианства, язычник Цельс в своем труде «Правдивое слово», полностью посвященном критике христианства, упрекает христиан в отказе воевать и наставляет их: «Надо защищать царя всей силой, делить с ним справедливо труд, сражаться за него, участвовать в его походах, когда это требуется, и вместе с ним командовать войском.». Ему отвечает христианский философ Ориген («Против Цельса»): «Никто не воюет за императора лучше, чем мы. Мы не намерены воевать под его командованием, но мы воюем от его имени, создавая особенную армию – армию благочестия, преподнося наши молитвы Богу.».

Св. Ипполит Римский в своем «Апостольском предании», написанном в начале III века уверяет: «Оглашаемый или христианин, желающие стать воинами, да будут отвержены, потому что они презрели Бога.».

Христианский богослов Тертуллиан («Об идолопоклонстве»): «Убрав меч Петра, Бог тем самым разоружил каждого солдата. Нам не позволено носить солдатскую форму, которая символизирует греховный акт.»

Призову на помощь и Новый завет, где Иисус прямо запрещает противиться злу насилием:

«Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
А Я говорю вам: «не противься злому.
Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку,
отдай ему и верхнюю одежду;
и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.»

(Мф. 5:38-41)

И далее:

«Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас.»

(Мф. 5:44).

Вообще в христианстве, как я его понимаю, сутью призывов к смирению, терпению и всепрощению является порождающий их глобальный принцип неумножения зла. Именно этот принцип является основополагающим в нравственном учении Иисуса. Но это уже предмет для другого обсуждения.

Зимняя одежда
Несбыточная мечта советского человека – Дубленки. Дублёнка была в СССР дефицитом похлеще автомобиля, записывались в очередь в месткомах на покупку модной зимней одежды. На чёрном рынке дублёнки продавались втригорода.


Comments

Name

Email

Website

Speak your mind

  • Archives