22091200

Когда идёшь в театр смотреть классику всегда ожидаешь чего-то слегка занудного, немного морализаторского, отчасти злобно-сатирического, и обязательно ретро-специфического. Если же речь идёт о постановке Гоголя почти двухсотлетней давности, то всё перечисленное является просто обязательным. Гоголь любил и умел высмеять общественные пороки, обильно сдабривая свою едкую сатиру моралью и поучениями.

Поэтому от вчерашней премьеры «Женитьбы» в тамбовском драмтеатре я ожидал чего-то такого – по-гоголевски ироничного, прямолинейного и старинного. Был готов два часа смеяться над старыми анекдотами, одним словом.

К тому же в межсезонье в театре случилась очередная или внеочередная революция, выразившаяся в почти полной смене руководства, по слухам, проистекавшим из театральной среды, сопровождавшаяся глобальной чисткой кадров. Радовало то, что актёры, кажется, все остались на месте, в отличие от предыдущих сезонов, когда ведущая часть труппы с тихими скандалами, покидала родные пенаты, переезжая в более благополучные как финансово, так и творчески коллективы. Настораживало, что премьеру снова ставил новый режиссёр, который, как представлялось, плохо знает возможности наших артистов и способен очередными новаторствами добить наш многострадальный театр.

Ближе к спектаклю выяснилось, что главный режиссёр театра, слава Богу, остался на месте, а «Женитьбу» ставит новый режиссёр-постановщик. И это успокоило – некая стабильность, от которой мы давно отвыкли, внушала оптимизм. Впрочем, в дела театральные я не посвящён, поэтому премьеры ждал, хотя и с опаской, но и с нетерпеливой радостью, всегда сопутствующей началу нового сезона.

День премьеры совпал с 90-летием Николая Рубцова – артиста, долгое время игравшего в нашем театре и даже некоторое время бывшего его художественным руководителем. Прямо перед началом спектакля, используя современные технологии в виде китайского ноутбука и американской программы «Skype», с юбиляром, ныне живущим в Германии, связались прямо в зрительном зале и, поздравив его, выслушали ответные поздравления с началом нового 226-го сезона и пожелания удачной премьеры.

Спектакль начался странно – сцена освещалась мрачноватым красным светом и с неё в зал повалил дым, в котором на сцене происходило нечто фантасмагоричное, для Гоголя уместное, но малосовместимое с «Женитьбой». Мелькнула мысль, что начали оправдываться худшие опасения о фатально-неминуемом новаторстве нового режиссёра. Сие действо однако быстро закончилось, но тут трубку закурил Подколесин… В зале начали кашлять.

Картину усугубил тот факт, что слуга Подколесина Степан оказался почему-то вдрызг пьяным, а играл его юноша-мясник из ужасной памяти спектакля «Дураки» полуторагодичной давности.

В общем, показалось, что вечер погублен, и нет больше никакой надежды на реанимацию нашего театра из комы. Стало грустно. Но тут появился Кочкарёв. Затем Агафья Тихоновна. Потом Яичница, Анучкин, Жевакин и прочие персонажи.

И внезапно я понял, что получаю от спектакля наслаждение. Артисты играли неподражаемо, действие сопровождалось изумительными музыкальными паузами, которые в иной ситуации показались бы мне в пьесе Гоголя неуместными. В спектакле настолько органично переплетались сюжет, танцы и музыка, что «Женитьба», сохранив присущую Гоголю сатиру, приобрела новое содержание – доброе, яркое и какое-то радостное. И начало, показавшееся поначалу странным, вполне естественным образом уложилось в общую канву. Разве что с дымом, по-моему, всё-таки немного переборщили.

Режиссёрские находки, великолепно воплощённые артистами, добавляли спектаклю какого-то шарма. Плакаты, рекламирующие «чудо-человека», то ли чарльстон, то ли твист, лихо исполненный Агафьей Тихоновной в партии Жевакина, костюмы, подчёркивающие характер каждого героя и, в то же время, вполне соответствующие эпохе, – всё это вместе в сочетании с талантом артистов, оригинальными декорациями и периодическими появлениями на сцене загадочной дамы, числящейся в программке «невестой», а по исполненной роли, похожей на неотвратимый рок, сделало реализацию пьесы «Женитьба» на тамбовской сцене поистине гениальной, заслуживающей самых громких похвал.

Когда на сцене появился «как бы то ни было Иван Кузьмич», ведомый Кочкарёвым на цепи, зал лёг и больше не встал до самого конца спектакля, где, к слову, Гоголь оказался немного отредактирован авторами сценария.

По окончании артистов и режиссёра ждали заслуженные овации и море цветов от восторженных тамбовских зрителей.

Хочу поздравить наш театр с невероятной удачей. Такая постановка будет иметь успех на любой сцене мира.

Все играли просто потрясающе, не могу отдельно кого-то выделить, так как выделить хочется всех. Хочется только сказать спасибо тем, кто вернул на сцену нашего великолепного артиста Михаила Березина, по которому давно соскучились тамбовские зрители. Ольга Сирото, Никита Логинов – наши восходящие звёзды, которых, я уверен, ждёт прекрасная и долгая карьера. Жаль, что артисты такого уровня у нас надолго не задерживаются (хотя есть и исключения). Как всегда на высоте были Ирина Горбацкая, всё реже выходящий на театральные подмостки (а зря!) Сергей Левандовский, Виктор и Егор Катушенко. И остальные, занятые в пьесе, хотя и имели роли небольшие, спектакль своей игрой, безусловно украсили.

Понравился Вячеслав Шолохов, который был одним из немногих светлых пятен совершенно безрадостного спектакля «Дураки». Трудно играть почти без слов, гениально делал это уехавший Харитонов, но и Шолохов вчера был в таком амплуа хорош.

Ну и артисты, выступившие вчера на сцене театра в лихой интерпретации Гоголя, а также прочие лица, которые внесли свой вклад в этот оглушительный успех:

Агафья Тихоновна – Ольга Сирото
Арина Пантелеймоновна – Ольга Моисеева
Фёкла Ивановга – Ирина Горбацкая
Подколесин – Егор Катушенко
Кочкарёв – Никита Логинов
Яичница – Виктор Катушенко
Анучкин – Сергей Левандовский
Жевакин – Михаил Березин
Дуняшка – Татьяна Золотарёва
Степан – Вячеслав Шолохов
«Невеста» – Александра Коршунова
Остальные – Ян Буй, Игорь Беляев, Денис Блохин, Елена Ильина, Марина Пыльдмаа

Режиссёр-постановщик, художник-постановщик – Андрей Лапиков
Художник по костюмам – Наталья Елесина
Балетмейстер – Наталья Беляева
Музыкальное решение – Никита Макарчук, Виктор Назаров
Педагог по вокалу – Людмила Евтихиева
Помощник режиссёра – Татьяна Морозова

Браво! Большое спасибо всем за гениальную постановку, а любителей нашего театра поздравляю с появлением надежды на его возрождение.

Билеты в театр
В театр наций билеты купить несложно, даже через Интернет. Это театр довольно молодой – ему нет ещё и 30 лет. Несмотря на привлечение популярных актёров, сам театр ещё не умеет той репутации, которая привлекает зрителей в Большой, Ленком, Современник.


Comments

1 Comment so far

  1. Anonymous on October 21, 2012 19:51

    Спасибо за замечательный
    Коментарий. Абсолютно согласен.

Name

Email

Website

Speak your mind

  • Archives