Справа: И.И. Дзержинский со своим педагогом Л.Ф. Лавдовской. 1936 г.

В музыкальном искусстве нет сходных судеб. Своеобразной она была у Ивана Ивановича Дзержинского — выдающегося композитора, народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премий СССР.

В историю музыки он вошел как один из основоположников советской оперы, воссоздавший средствами звуков образы героев бессмертных шолоховских книг — «Тихого Дона», «Поднятой целины», «Судьбы человека». Композитор говорил: «Творчество Михаила Шолохова, его личность, общение с ним — все это сыграло огромную роль в моей жизни, в направлении моего творчества, за что я от всей души благодарен нашему замечательному писателю».

Самое значительное в своей музыке Дзержинский создал в Ленинграде. Но начало его широкой дороги в искусстве определила музыкальная тропинка родной Тамбовщины. Став знаменитым, он остался верен ей. Летними месяцами наезжал он в Тамбов, где жили его родные и друзья, чтобы отдохнуть, набрать сил для новых творческих устремлений. В 1975 году, будучи гостем Тамбовского музучилища, народный артист РСФСР рассказал: «Я родился 9 апреля 1909 года в Тамбове, в домике, что и сейчас стоит под номером 71 на Московской улице. Родители мои были родом из Белоруссии. В поисках лучшей доли они облюбовали центр России. Мое появление на свет никого не удивило и не обрадовало. Я был двенадцатым ребенком в семье…»

Начальное музыкальное образование будущий композитор получает в младших классах Тамбовской консерватории, где обучается игре фортепиано у С.Г. Тадэ, но вскоре переходит к А.Ф. Лавдовской (1919—1923). Общему развитию мальчика способствовали посещения репетиций оперных спектаклей, симфонического оркестра консерватории, участие в кружках: драматическом, танцевальном, изобразительного искусства, работавших при клубе советских служащих в Тамбове.

Смерть матери изменила жизнь подростка. Два года он живет у старшего брата Александра в Оренбурге, где учится в музшколе, а в 1925 году подросток приезжает в Москву и поступает в 1-й Московский музтехникум, где учится четыре года по классу фортепиано у пианиста, теоретика и композитора Б. Л. Яворского. Позже Дзержинский скажет: «Яворский в моей жизни сыграл огромную роль. Это был мой первый серьезный К глубокоуважаемый учитель. По окончании курса у него я мог считать себя профессиональным пианистом». Яворский поощрял и направлял первые композиторские опыты учащегося. Это были песни и романсы на стихи советских поэтов. Они прозвучали на ученических вечерах.

После Яворского Дзержинский в течение года занимается композицией у М. Гнесина в музтехникуме им. Гнесиных (1929—30). Под руководством нового учителя он создает свое первое крупное сочинение «Восточную сюиту». Однако занятия с большим музыкантом прервались. Летом 1930 года И. Дзержинский переехал в Ленинград. Он оформляется концертмейстером в Обществе камерной музыки и поступает на композиторское отделение Центрального музтехникума. Его зачисляют в класс Г. Попова, а чуть позже он переводится к П. Рязанову. Педагогический дар профессора Рязанова привел к успехам ученика. Он создал две фортепианные сюиты «Весеннюю» и «Две армии». Они показали тяготение И. Дзержинского к созданию программных сочинений на современные темы, дар композитора-мелодиста.

В 1932—34 годах Дзержинский — студент Ленинградской консерватории. Он учится композиции у П.В. Рязанова и у Б.В. Асафьева. Одновременно работает в Театре рабочей молодежи, где заведующим музыкальной частью был Д. Шостакович. По его предложению Дзержинский пишет музыку к пьесе Соколовского «Сплошной поток», получает и выполняет заказ на оперетту «Зеленый цех». Они стали подготовительным этапом к созданию оперы «Тихий Дон», которая родилась в 1935 году. Первая опера композитора на шолоховский сюжет была высоко оценена критикой. В ней выявились характерные особенности музыки ее создателя — мелодичность и песенная лирика. Сам композитор говорил: «Я твердо убежден, что каждый художник должен черпать свои творческие силы из гущи народного творчества, только тогда он будет близок и понятен широким массам. Я очень люблю народную песню, и под ее влиянием сложился мой музыкальный язык».

«Тихий Дон» Дзержинского стал вехой в развитии советской музыки, открылась страница так называемых «песенных опер».

Значительным достижением композитора стала и его вторая опера «Поднятая целина». В 1937 году она была поставлена в Большом театре в Москве. На премьере присутствовал Шолохов, горячо аплодировавший исполнителям и поздравивший композитора.

Две первые оперы Дзержинского сыграли особую роль в искусстве. Они утвердили в советской опере современную тему, дали ей реалистическую трактовку. В музыкальный театр пришел герой, чья личная судьба тесно переплелась с судьбой народа.

В последующем композитор работает в разных жанрах. Он создает симфонические поэмы «Повесть о партизане», «Ермак», балет «Семья», оперетту «В зимнюю ночь» (по повести Пушкина «Метель»), 3 концерта для фортепиано, ораторию «Ленинград», вокально-симфонические оды «Петербург — Петроград — Ленинград», музыку к более чем 30 спектаклям (среди них «За тех, кто в море», «Лермонтов», «Молодая гвардия»). Музыкой Дзержинского озвучены многие кинофильмы. Композитор плодотворно работал в области песни и романса, музыки для детей. Однако любимой областью оставалась опера. Их у него 14. Это, кроме названных, «Григорий Мелехов» и «Судьба человека» по Шолохову, «Волочаевские дни» на тему гражданской войны, «Кровь народа» — о девушке-партизанке, «Надежда Светлова» — о ленинградцах в дни блокады, партизанам посвящена еще одна опера «Князь-озеро» (по книге Вершигоры «Люди с чистой совестью»). Созданы оперы «Гроза» (по драме А. Островского), «Далеко от Москвы» (по мотивам романа В. Ажаева), героическая «Вихри враждебные», комическая «Красавица Илька», «Трудная любовь» (по роману В. Кочетова «Журбины»). Последняя опера «Егор Проскурин» (по «Калине красной» В. Шукшина) осталась незавершенной.

Заслуги И. И. Дзержинского перед советским музыкальным искусством высоко оценены правительством. Он был кавалером орденов Ленина и Трудового Красного Знамени.



Comments

Name

Email

Website

Speak your mind

  • Archives