Справа: Дом в Тамбове, в котором родился В.В. Желобинский

Справа: Дом в Тамбове, в котором родился В.В. Желобинский

В потоке музыки сегодняшних дней имя выдающегося композитора и пианиста В.В. Желобинского встречается не так уж часто. Но в 30—40-е годы вокруг его творчества шли страстные споры. Об этом говорят более ста журнальных и газетных статей, заметок, подписанных известными деятелями музыкальной культуры.

Валерий Викторович Желобинский родился в Тамбове. До сегодняшних дней на улицах Комсомольской под номером 19 и Тельмана, 18 стоят дома, связанные с жизнью музыканта. В первом 27 января 1913 года в семье землемера Желобинского родился и жил до 1931 года будущий композитор. Со вторым связаны последующие годы музыканта.

Заботам матери Анны Дмитриевны мальчик обязан своим ранним музыкальным развитием. В шесть лет он уже бегло исполнял сочинения для фортепиано, а к моменту поступления в музшколу (1922 г., класс фортепиано Л.Н. Елагиной) был автором ряда сочинений. Они были еще несовершенны, но сам факт говорит об интенсивности творческого мышления мальчика, его желаний выразить себя в музыке. В будущем творческая активность Желобинского поражала всех, соприкасавшихся с ним.

Свое пианистическое искусство и композиторские задатки Желобинский совершенствует в музучилище под руководством С.М. Старикова и Г.А. Сметанина. Они часто давали возможность своему ученику выступать в камерных и отчетных концертах.

В 1928—1932 годах В. Желобинский учился в Ленинградской консерватории на композиторском факультете у профессора В.В. Щербачева и во 2-м музтехникуме по фортепиано у профессора М.В. Нарбута.

Глубоко, содержательно велись занятия по композиции у Щербачева. Он настраивал ученика на создание крупных сочинений — оперы, симфонии. Желобинскому было всего 20 лет, когда Ленинградский Малый оперный театр поставил его первое сценическое произведение — оперу «Камаринский мужик». Оно стало этапным на пути создания советского оперного спектакля. Дирижер С. Самосуд, руководивший постановкой, сказал тогда: «Эта опера о восстании Болотникова реалистична и внутренне глубоко серьезна, я не чувствую в ней на на йоту приспособленчества, фальши, манерности и лакировки. И вот почему, мне кажется, что если и не советской оперой в полном и ответственном смысле слова, то во всяком случае, настоящим и уверенным шагом на пути к такой опере музыку В. Желобинского мы назвать можем». Оценивая спектакль, критики были единодушны: композиторское дарование В. Желобинского свежо, непосредственно, несмотря на ряд ясно ощутимых влияний.

Уже через два года (1935) тамбовчанин представил на суд ценителей оперы свое новое сценическое произведение «Именины» по повести беллитриста пушкинской поры Павлова о жизни крепостных музыкантов. Сочинение было создано к 15-летию Великого Октября и получило на конкурсе вторую премию (первая не была присуждена никому).

Известный критик Соллертинский писал: «Музыка Желобинского, бесспорно, талантлива … спектакль достаточно красочный и увлекательный: его смотришь с неослабевающим интересом».

Плодотворное содружество с Малым оперным театром — «лабораторией советской оперы 30-х годов», привело к рождению наиболее значительного произведения композитора — оперы «Мать».

Это был первый шаг к музыкально-драматическому воплощению образов М. Горького. Вслед за Малым театром опера Желобинского была поставлена на других сценах страны, в том числе и в Большом театре.

«Мать» Желобинского наряду с оперой О. Чишко «Броненосец Потемкин» открыла тему первой русской революции в музыкальной драматургии.

В 30-е годы Желобинский пишет не только оперы. На сценах ставятся его оперетты «Под стеклянным колпаком», «Последний бал». На концертной эстраде звучат симфонии, названные «Памяти жертв революции», «Драматическая», три фортепианных, скрипичный и органный концерты, сонаты и прелюдии для фортепиано, другие сочинения инструментального плана. С музыкой Желобинского идут спектакли драматических театров — «Двенадцатая ночь», «Лев Гурыч Синичкин», создаются кинофильмы — «Горячие денечки», «Партийный билет», «Голос Тараса», «Большие крылья», «Медведь», «Маска» и другие.

Со своим творчеством Желобинский знакомит земляков, почти ежегодно приезжая в Тамбов и выступая с концертами.

Плодотворной была деятельность композитора в годы Великой Отечественной войны. В дни блокады Ленинграда Желобинский руководил агитбригадой по обслуживанию фронтовых частей, работал над капитальными симфониями №4 В №5, получившими название «Весенняя» и «Ленинградская», создал оперетту «Сирень-черемуха», произведения в других жанрах.

После блокады музыкант лечился в Тамбове, работал педагогом в музучилище и руководил Тамбовской композиторской организацией (1942—44). В родном городе композитор создал одну из ярких песен о подвиге Зои Космодемьянской — «Таня», музыку к кинофильму «Свадьба» по Чехову, начал работу над Шестой симфонией. В одном из концертов он вместе с пианистом Сеславинским в переложении для двух фортепиано исполнил для земляков свою «Ленинградскую» симфонию — о борьбе советского народа с фашизмом.

Тяжелая болезнь после перенесенной блокады слишком рано оборвала его жизнь. 13 августа 1946 года Желобинского не стало. Ему исполнилось тогда только 33 года. В некрологе, подписанном выдающимися музыкантами, отмечалось: «Превосходно владея средствами оркестровой выразительности, он в то же время был большим знатоком камерного ансамбля и, являясь пианистом блестящих виртуозных данных свободно распоряжался фортепианной фактурой. Его влекли к себе и крупные полотна, и миниатюры, и сфера углубленной лирики, и область простодушного юмора и гротеска. В различных жанрах Желобинский оставил много страниц ярко талантливой и впечатляющей музыки».



Comments

Name

Email

Website

Speak your mind

  • Archives