Oct
7
Композиторы тамбовского края. Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862)
October 7, 2015 | Комментировать
Композитором из «плеяды славяно-российских бардов», лучшим русским композитором доглинкинской поры назвал академик Б.В. Асафьев Алексея Николаевича Верстовского. Выдающийся музыкант и крупный театральный деятель, он вошел в историю искусства как создатель русской национально-романтической оперы.
А.Н. Верстовский родился 1 марта 1799 года в имении Селиверстово, близ села Мезинец, ныне Староюрьевского района Тамбовской области.
Отец композитора Николай Алексеевич, будучи незаурядным музыкантом, имел большую нотную библиотеку, содержал крепостной симфонический оркестр, в репертуаре которого были сочинения Гайдна, Моцарта, обработки народных песен, поддерживал приходской хор, поручая ему подготовку светских сочинений.
В имении постоянно устраивались домашние концерты. Весьма рано приобщился к музыке будущий композитор. С детства он на практике знакомится с оркестром, с семилетнего возраста принимает участие в семейных вечерах, а в десять лет участвовал в открытых концертах, исполняя сложные виртуозные фортепианные пьесы.
Первыми музыкальными наставниками А. Верстовского были регент хора в селе Мезинец, бывший придворный певчий Левит Шафранов и дававший ему уроки фортепиано тамбовский музыкант П.И. Протопопов.
В 1808 году Н.А. Верстовского, служившего в Тамбовской удельной экспедиции, переводят в Уфу. Там проявляется талант его сына Алексея в композиции. Он сочиняет вальсы, пишет песни, среди них «Ах, что же ты, голубчик», «Покажися, месяц ясный». Успешно выступал юный музыкант в любительских концертах. Оренбургский генерал-губернатор Волконский, отец декабриста С.Г. Волконского, свидетельствовал: «Одиннадцатилетний сын Верстовского обладает удивительными талантами». По окончании Отечественной войны 1812 года родители отправили сына в Петербург, где он продолжал свое музыкальное образование под руководством лучших педагогов — Д. Штейбельта и Дж. Фильда (фортепиано), Ф. Бёме и Л. Маурера (скрипка), Тарквини (пение), Брандта, Цейнера и М. Миллера (теория композиции). Одновременно Верстовский обучался в Институте корпуса инженеров путей сообщения. Оставив институт в 1817 году и поступив на службу, он продолжал усиленно заниматься музыкой. В 1833 году композитор экстерном закончил Московский университет.
В начале 1820-х годов молодой Верстовский становится известным в художественных кругах Петербурга. Он сближается с театральными деятелями того времени — Араповым, Шаховским, Хмельницким, композитором Алябьевым. Нередко участвует в любительских спектаклях в качестве актера и композитора. Знакомство с Пушкиным, Грибоедовым, Одоевским, Писаревым, расширило кругозор Верстовского и содействовало его творческому росту.
В 1817 году Верстовский создает свой первый водевиль «Сентиментальный помещик в степной деревне». За первым последовали другие: «Бабушкины попугаи», «Новая шалость», «Дом сумасшедших», «Кто брат, кто сестра» (текст Грибоедова и Вяземского), «Две записки» (текст А. Писарева). Свыше 30 водевилей и ряд озвученных мелодрам принадлежат перу Верстовского. Живая, бойкая водевильная музыка композитора, основанная на танцевальных ритмах полонеза, мазурки, вальса, пользовалась огромным успехом, и она по праву считается классическим образцом этого жанра.
В 1823 году Верстовский переезжает в Москву, где протекает его дальнейшая деятельность. Там Верстовский занимает различные театрально-административные должности: с 1825 г. он инспектор музыки Дирекции московских театров, с 1830 г. — инспектор репертуара, а с 1848 г. и почти до конца жизни — управляющий Московской театральной конторой. Встав во главе театральной жизни Москвы, Верстовский все силы и энергию направил на развитие русской оперы и русского театра. Сам композитор выступал в роли режиссера, педагога, воспитателя театральных кадров. Стараниями Верстовского при Дирекции московских театров были открыты музыкальные классы, готовившие музыкантов для оркестра.
В московский период Верстовский продолжает плодотворно работать и как композитор. В 1823 г. он сочиняет свои лучшие песни-баллады, развернутые композиции, изобилующие контрастными эпизодами: «Черная шаль» на слова Пушкина, «Бедный певец», «Ночной смотр» и «Три песни барда» на слова Жуковского. Критик Одоевский восторженно приветствовал их как «первый опыт сего рода в русской музыке». Популярностью пользуются песни и романсы (до нас дошло около 40). Рождается музыка к театральным постановкам, звучат кантаты и другие вокально-симфонические произведения. Но главное — оперное творчество. Три первые оперы Верстовского, созданные им до «Ивана Сусанина» М.И. Глинки,— «Пан Твардовский», «Вадим», «Аскольдова могила» — были важным шагом в истории русского театра. В них он впервые дал законченное выражение новому жанру русской романтической оперы.
Среди шести опер композитора (к ним кроме названных относятся «Тоска по родине», «Чурова долина», «Громобой») — лучшая «Аскольдова могила».
Историческое значение «Аскольдовой могилы» точно определил критик А.М. Серов: «Тут развернулось вполне все дарование композитора, призванного положить оперной русской музыке прямой путь к истинной народности».
Умер А.Н. Верстовский 17 ноября 1862 года. Его прах покоится на Ваганьковском кладбище в Москве.