«Уважаемый сэр!.. Я восхищаюсь Вашими произведениями…» Джун Пиксон (Австралия). «…В настоящее время я готовлю программу для своего предстоящего европейского турне и желал бы исполнить Ваши произведения…» Давид Пизаро (США).

Эти строки взяты из большого числа писем, присланных ведущему композитору Узбекистана Георгию Александровичу Мушелю. Они говорят о широкой популярности его музыки, которая составила яркие страницы музыкальной культуры союзной республики. Г.А. Мушель стал родоначальником узбекской симфонии, фортепианного концерта, кантаты. Он создал первую в Средней Азии органную сюиту, стоял у истоков узбекской музыкальной драмы, балета и камерной музыки. В этом историческое значение творчества композитора.

Заслуженный деятель искусств Узбекской ССР, профессор Г.А. Мушель родился в городе Тамбове 29 июля 1909 года. Здесь прошли его детство и юность. Первые музыкальные впечатления будущего композитора связаны с домашним музицированием его родителей. Отец мальчика, механик по специальности, хорошо играл на гитаре, балалайке, мандолине, Выступал в рабочих клубах с инструментальными ансамблями, которыми руководил. Мать, Ольга Ивановна, была хорошей пианисткой, любила пение, включала в свой репертуар классику. Она и стала первой учительницей музыки своего сына.

В 1921 году двенадцатилетний Георгий начинает занятия в музыкальной школе у Лидии Ниловны Елагиной. Здесь проявляется его композиторский талант. Он пишет небольшие фортепианные пьески с программным названием: «Песня ракушки», «Рассвет», «Буря».

В 1926—1930 годах Мушель — учащийся музучилища. Его наставник — С.М. Стариков. Раскрытию пианистических возможностей Георгия способствовали еженедельные концертные вечера. Он был их постоянным участником. Нередко вместе с известным скрипачом Юлием Реентовичем дает концерты в Воронеже, Козлове, Кирсанове. Тамбовское музучилище стало для Мушеля тем местом, где он по-настоящему увлекся композицией, чему способствовал педагог и композитор Г.А. Сметании. Творческую фантазию будила и работа тапёром немого кино.

Успешно закончив музучилище, Г. Мушель в 1930—1938 годах обучается в Московской консерватории по классу композиции у профессоров Н. Я. Мясковского и М.Ф. Гнесина и по классу фортепиано — у Л.Н. Оборина. Из-под пера молодого композитора выходят произведения различных жанров. Среди них «Концертино» для рояля с оркестром, «Прелюдия и фуга» для фортепиано, «Романс» для камерного ансамбля, баллада «Степь». Со своим творчеством он знакомит земляков. Ежегодно в дни каникул Мушель выступал в Тамбове.

С 1936 года Мушель живет и работает в Ташкенте. Он знакомится с древним народным искусством Узбекистана и использует его в своем творчестве. В постижении народного музыкального богатства помогли знакомство и дружба с известными знатоками узбекской песни и исполнителями Джалиловым, Ташмухамедовым, Раджаби, крупным этнографом и композитором В.А. Успенским. С последним Мушель в 1937 году создает музыкальную драму «Фархад и Ширин», сыгравшую значительную роль в становлении узбекской оперы. Одновременно Георгий Александрович заканчивает работу над первой узбекской симфонией, исполнение которой было приурочено к 20-летию Октября. Ее идея выражается в словах «От скорби к радости». Сочинение получило высокую оценку. Успех окрылил Мушеля. Родились новые произведения. Пафос борьбы, протеста против рабства и насилия пронизывает драму «Муканна», созданную на основе мелодий Ю. Раджаби. Общественный резонанс вызвали спектакли «Мукими», «Равшан и Зулхумор» (в соавторстве с Т. Джалиловым).

В творческой работе выработался композиторский почерк Мушеля, в основе которого глубина замысла, мелодическая красочность, законченность формы, яркий национальный колорит.

В первые годы работы Мушель выполняет ряд заказов Узбекского радио. Он пишет музыку к литературно-драматическим передачам «Буратино», «Гаврош» и другим.

В период Великой Отечественной войны Георгий Александрович работает много и плодотворно: создает песни, симфонии, музыкальные драмы, прославляющие советский народ, призывающие к борьбе с захватчиками. Значительным явлением узбекской музыки стала его Вторая симфония. Она посвящена памяти гениального Навои. В ней раздумья о судьбе человека, о дерзаниях юности. Симфония была оценена критикой, как «блестящее, первоклассное произведение» автора. Высокую оценку получила и первая у братского народа кантата «Фархадстрой» — гимническая песнь труду.

До Советской власти народы Средней Азии не знали в домашнем быту таких инструментов, как рояль, скрипка, виолончель. У истоков узбекской камерной музыки стоит Мушель. Его деятельность в этой области отличается значительной широтой. Это фортепианные пьесы на узбекские темы, сонаты, сюиты для скрипки, виолончели, флейты, инструментальные трио, квартеты, квинтеты. В них ярко выражено новаторство и мастерство композитора.

В 1948 году в Ташкенте был поставлен первый балет Мушеля «Гюльнара», посвященный молодежи Узбекистана, которой Советская власть дала возможность выявить свои таланты. Позже новая редакция балета получила название «Балерина». В 50-х годах появляются балеты «Цветок счастья», «Кашмирская легенда», в 70-х — «Легенда о Самарканде». Они стали заметной страницей в истории музыкального театра. Большая сила самовыражения прослеживается в фортепианных концертах и органных сочинениях Мушеля. Их исполняют выдающиеся музыканты мира. Среди шести концертов для фортепиано с оркестром Второй, навеянный грозными событиями войны, был первым произведением этого жанра в Узбекистане. Многозначителен факт издания Оксфордским университетом нот «Токкаты» из «Органной сюиты» Мушеля как лучшего в музыкальной литературе мира. Органные сочинения нашего земляка записаны на пластинку в Праге.

Заслуженный деятель искусств Узбекистана в своем творчестве обращался и к образам родного Тамбовского края. Его «Баллада об убитом комиссаре» (сл. Уткина) из вокального цикла «Незабываемое» навеяна событиями антоновского мятежа, злодейским убийством председателя тамбовского губисполкома М.Д. Чичканова. В изящном вальсе из сюиты для скрипки с фортепиано дан музыкальный портрет друга юности — композитора В.В. Желобинского. Есть романсы на стихи Е.А. Баратынского.

Г. Мушель — человек многопланового таланта. Им созданы не только музыкальные произведения, число которых в разных жанрах свыше двухсот, но произведения живописи. Им написано более 150 картин. Выставки его творчества экспонировались в Ташкенте и Москве.

Творчество Г.А. Мушеля — заслуженного деятеля искусств Узбекской ССР — своеобразное явление в советском многонациональном искусстве.



Comments

Name

Email

Website

Speak your mind

  • Archives