«У меня самые лучшие воспоминания связаны с Тамбовом…» Эти слова принадлежат композитору и хоровому дирижеру, заслуженному деятелю искусств РСФСР, лауреату Государственной премии СССР Дмитрию Степановичу Васильеву-Буглаю. Пятнадцать лет кипучей творческой деятельности его связаны с Тамбовом.

Д.С. Васильев-Буглай родился 9 августа 1888 года в Москве, в семье стрелочника железной дороги. Большая нужда, подчас и голод окружали ее. В ней было 11 детей. Поэтому, когда в раннем детстве у Дмитрия обнаружился хороший голос, отец определил его певчим в церковный хор. А вскоре мальчик был принят в Московское синодальное училище, готовившее хормейстеров и учителей пения. Здесь он учился с 1898 по 1906 год. Его учителями были: по композиции — А.Д. Кастальский, гармонии — В. С. Калинников, хоровому искусству — В. С. Орлов.

Полученные крепкие знания Васильев-Буглай применил в Тамбове, куда он приехал сразу же после окончания училища в 1906 году. Он и стал помощником дирижера и пианиста Народного хора, которым руководил музыкальный деятель П.Н. Богдашев. Коллектив стал хорошей школой исполнительского и композиторского мастерства начинающего музыканта. Он записывает и обрабатывает для хора тамбовские народные песни «Голубчик мой, Ванюша», «Веселый разговор», «У меня, младой, муж гнедой», «Ах, вы, сени», «То не ветер ветку клонит» и другие.

Поиски репертуара для хора подтолкнули молодого музыканта к композиторской деятельности. В 1906 году в музыкальном журнале «Баян», издававшимся в Тамбове П.Н. Богдашевым, было напечатано первое хоровое сочинение Васильева-Буглая «Заброшенная полоса». В нем раскрылась самая привлекательная сторона композитора — тонкое ощущение выразительных средств русского фольклора.

С 1906 по 1915 год Васильев-Буглай, не порывая с Тамбовом, совершает гастрольные поездки по стране в качестве аккомпаниатора и дирижера с различными хоровыми коллективами.

В 1915 году его призывают в армию. После Великого Октября музыкант вновь в Тамбове. Он становится одним из организаторов Тамбовского пролеткульта. Возглавил его музыкальный отдел, создал хор, который обслуживал фронты гражданской войны. В разнообразный репертуар хора входили сочинения, созданные руководителем — «Конь и хозяин», «Урожай», «Марш коммунаров», «Микулин ход» и другие.

Пять лет руководил музотделом и хором Пролеткульта Васильев-Буглай. Кроме того, он подготовил и издал в Тамбове один из первых сборников революционных песен и хоров. В него вошли обработанные им «Интернационал», «Марсельеза», «Варшавянка» и некоторые его хоры «Могила красноармейца», «Красный цветок», «Песня солдатки» и другие.

Активная композиторская деятельность Васильева-Буглая за первое десятилетие Октября дала более 50 изданных хоровых сочинений, многое ждало печати. О сочинениях Буглая писала музыковед Н. Брюсова: «…Его музыку могут отвергнуть, но не могут не понять. Может случиться, что какое-то выражение будет не вполне точным, но в существе оно будет несомненно правдивым». Действительно, некоторым первым произведениям хоровика недоставало профессиональной зрелости — у него не было специальной композиторской подготовки, но их выделяли оригинальность и серьезность замысла, жизненная правдивость образов, эмоциональность и подлинная народность языка. Именно это создало популярность таким его песням героико-революционного характера, как «Красная молодежь», «Как родная меня мать провожала» («Проводы»), «Гибель Чапаева», «По морям». Композитор всегда стремился, чтобы его творчество было на передовой линии идеологической борьбы, чтобы оно бичевало старое, поднимало новое. Трагическим событиям революции 1905 года и посвящены его хоры «Кровь и снег», «9 января», «Матрос». Сатирой на Царей наполнены «Сказка про Николая I», «Сказка про царицу Катеньку», Буглай одним из первых разрабатывает антирелигиозную тематику. — «Попы-трутни живут на плутни», «В облаках пророк Илья», «Бом-бом». О новом говорят: «Марш коммунаров», «Девичья весенняя», «Урожайная плясовая».

Композитора по праву назвали основоположником советской хоровой миниатюры и одним из первых в массовой песне.

1921 год — последний в жизни Васильева-Буглая в Тамбове. Он связан с работой в оперном театре. Как хормейстер и второй дирижер, Буглай участвует в постановках «Аиды», «Травиаты», «Риголетто», «Евгения Онегина», «Пиковой дамы».

В августе 1922 года Васильев-Буглай выехал из Тамбова в Москву. Он работает с рядом хоровых коллективов, собирает фольклор. Плодотворно течет композиторская деятельность. Рождаются оперы «Родина зовет», «Колобок», оратории «Полтава» (по Пушкину), «Девушка и смерть» (по Горькому), кантаты «Бородино» на слова Лермонтова, «Москва» на стихи советских поэтов. Были созданы музыкально-драматические инсценировки рассказов Чехова — «Унтер Пришибеев», «Полинька», «Канитель», «Свадьба». Замечательны циклы романсов на слова Есенина, Маяковского, Горького.

Важной вехой в биографии Васильева-Буглая была двухгодичная командировка в Удмуртию, где он собрал около 500 народных песен, работал дирижером в Ижевском оперном театре, преподавал в музучилище, наладил музыкальное радиовещание.

В годы Великой Отечественной войны Васильев-Буглай был председателем Московской композиторской организации. Выезжал на Курскую дугу, Брянский фронт, Черноморский флот, где налаживал работу художественной самодеятельности, выступал перед бойцами. В это время появляются такие его хоры, как «На просторах Баренцева моря», «Куда б ни шел», пользующиеся успехом.

Большой знаток и мастер хорового письма в 1951 году за цикл песен-хоров разных лет был удостоен Государственной премии СССР.

Умер композитор 15 октября 1956 г. Похоронен в Москве.

Интернет и ТВ
Практически любой телевизионный канал можно смотреть в Интернете. Телеканал СТС, например, очень популярен среди любителей развлекательных передач и мультфильмов.


Comments

Name

Email

Website

Speak your mind

  • Archives