Oct
14
Композиторы тамбовского края. Григорий Александрович Сметанин (1894-1952)
October 14, 2015 | Комментировать
Жизнь Григория Александровича Сметанина — композитора, педагога и музыкально-общественного деятеля тесно связана с Тамбовом. Организатор композиторского кружка в Тамбовском музыкальном училище, переросшего в отделение, а затем областную композиторскую организацию, он многое сделал для воспитания новой смены музыкантов… Достаточно сказать, что Сметанин стал первым наставником известных в стране композиторов Н. Чаплыгина, Г. Мушеля, В. Желобинского. Плодотворно творчество и самого Григория Александровича.
Г.А. Сметании родился 6 февраля 1894 года в селе Стрельцы, под Тамбовом, в семье безземельных крестьян. В 1906—1911 годах он обучался в Тамбовском музыкальном училище, вначале в классе флейты С.М. Шнейдера, а двумя годами позже переходит в класс гобоя Н.Г. Пахомова. Теоретический курс изучает под руководством И. Ф. Яржембского и Ф.М. Кадичева. В своей автобиографии композитор отмечает, что своим музыкальным развитием до поступления в консерваторию во многом обязан своим учителям Пахомову и Кадичеву.
Окончив училище, Г. Сметанин уезжает в Саратов, где работает оркестровым пианистом в кинотеатре. В 1913—1918 годах обучается на композиторском факультете консерватории у профессора Г.Э. Конюса, по фортепиано занимается у Л.М. Пресмана. Учение давалось легко, об этом позже напишет Конюс: «Мне известен Григорий Александрович Сметании… как один из даровитейших и усерднейших учеников моего класса. Он успешно прошел полный курс контрапункта, фуги, музыкальных форм, истории музыки и эстетики».
В консерватории ярко проявился мелодический дар тамбовчанина. Поэтому первыми сочинениями начинающего композитора стали романсы на слова Фета, Тютчева, Блока, фортепианные прелюдии. Уже в них обнаружились наиболее характерные черты композитора — ясность формы, интонационная выразительность, лиричность и душевная теплота, доступность для широких масс.
После консерватории Сметанин возвращается на родину. Он участвует в создании народной консерватории в Козлове (Мичуринске), ведет в ней класс фортепиано. В 1919 году вместе с музыкантами Васильевым-Буглаем, Ряжским, поэтами Кириловым, Поморским участвует в организации и работе Тамбовского пролеткульта, заведует в нем курсами инструкторов-хоровиков. Одновременно ведет уроки пения в школах №21 и №22. В годы борьбы с антоновщиной Сметанин в качестве дирижера агитхора и пианиста при политотделе армии разъезжает по фронтам войны, выступает перед солдатами, рабочими и крестьянами.
В первые годы после Великого Октября композиторская деятельность Сметанина направляется на удовлетворение запросов дня. Рождаются песни на революционную тему: «Первомайский гимн» на сл. В. Кирилова (удостоена премии на конкурсе в Петрограде), «К борьбе» и «На светлую дорогу», на сл. П. Арского, «Октябрьская песня» на сл. М. Сметанина, «Баллада о покойном красноармейце» на сл. Д. Бедного, «Рабочий дворец» на сл. А. Поморского и другие.
В 1921 году Г. Сметанина зачисляют в штат преподавателей Тамбовской музыкальной школы, а через год музыкального училища, с которым будет связана вся последующая жизнь. Важным начинанием нового педагога было создание в 1923 году композиторского кружка учащихся. Он существовал почти два десятилетия, дав основы профессиональных знаний многим, из них выросли известные музыканты С. Глаголев, В. Мержанов, В. Мызников, Н. Емельянова, Л. Лихачев, Л. Румянцев, Н. Бабичев и другие. На базе кружка в 1935 году было открыто композиторское отделение музыкального училища, его заведующим стал Г.А. Сметанин.
В 1929—1932 годах — он хормейстер оперной студии музучилища.
В 1931 году участвует в организации музыкальной радиостудии в Тамбове.
В 1933—1938 годах Г.А. Сметанин руководит композиторской организацией ЦЧО, а в последующие годы — Тамбовским областным отделением союза композиторов СССР.
1940 год — год двадцатилетия творческой деятельности Сметанина. В его композиторском багаже 4 симфонии, симфоническая поэма «Завод», кантата «РСФСР», сочинения для фортепиано, скрипки, виолончели. Высокую оценку получили песни, разнообразные по тематике — партизанский цикл с песнями-воспоминаниями о гражданской войне («Партизан-Железняк», «Лежит мой любимый», «Ты не вейся, черный ворон» на слова М. Голодного и Э. Багрицкого»), Лермонтовский — с романсами пейзажной лирики «Звезда», «Вечер», «Ночь» и философскими «Узник», «Пленный рыцарь». Эти мотивы продолжили свое развитие в Пушкинском цикле, вобравшем в себя отточенные по форме «Анчар», «Последняя туча», «Конь», «Поднялся табор кочевой», и Блоковском, где впечатляют романсы развернутой мелодической линии и яркого аккомпанемента: «Я примчусь вечерней порою», «Старуха и чертенята», «Болотный попик». Контрастом этому стали звонкоголосые песни на стихи Маяковского «Майская песня», «Походная».
Особый резонанс получили опера «Гирей-хан» (либретто А. Шаповалова), в основу которой легли события из истории Крымского ханства конца XVII столетия, и симфония «Октябрь», посвященная 15-летию Октября. Была начата работа над оперой «Котовский».
Сочинения композитора пришли и в драматический театр. В тамбовском театре им. Луначарского с музыкой Сметанина шли спектакли «Горе от ума», «Принцесса Турандот», «Коварство и любовь», «Собор Парижской богоматери», «Дело о душах», «Дело».
В годы Отечественной войны Сметанина по состоянию здоровья не призывают в армию. Он продолжает педагогическую деятельность и параллельно в 1943—45 годах является художественным руководителем хора Тамбовской филармонии. Этот коллектив и солисты филармонии исполняют новые сочинения композитора — ораторию «Зоя» на стихи М. Алигер, «Враг будет разбит» на сл. П. Дорошина, «В поход» на сл. А. Прокофьева, «В землянке», «Девушка в шинели не по росту» на сл. А. Суркова и другие.
После войны Г.А. Сметании создает ряд хоров, песен, фортепианных миниатюр. Среди них «Марш Победы» на сл. Б. Дальнего, «Слава» на сл. С. Милосердова. Возобновляет работу над оперой «Котовский». Однако болезнь и смерть 2 января 1952 года не дали осуществиться замыслам.