Слева: Ф.М. Кадичев и В.В. Желобинский

Слева: Ф.М. Кадичев и В.В. Желобинский

В музыкальной культуре Тамбовского края имя Федора Михайловича Кадичева весьма примечательно. Человек разносторонних дарований — валторнист и пианист, многогранный композитор и дирижер, педагог — воспитатель новой смены — он после Февральской революции 1917 года создал и возглавил в Тамбове союз оркестровых музыкантов (позже профсоюз работников искусств). В течение десятилетий Кадичев входил в состав его правления. Музыкант многое сделал и в развитии художественной самодеятельности.

В 1924 году за большую музыкально-просветительскую, педагогическую и общественную работу Федору Михайловичу было присвоено почетное звание — Герой Труда ВСЕРАБИСа (Всероссийских работников искусств).

Ф.М. Кадичев родился в бедной крестьянской семье в деревне Сазоново Митьковской волости Смоленской губернии 7 января 1884 года. Рано лишившись родителей, он в восьмилетнем возрасте был определен учеником в музыкальную команду Первого Донского полка, расквартированного в Москве. Получив хорошую начальную подготовку, музыкант переходит вольнонаемником в Сумской, гусарский полк (1899), где со временем занимает должность помощника капельмейстера.

Еще в Донском полку талантливому подростку разрешили заниматься в музыкально-драматическом училище Московского филармонического общества, работавшего по программе вуза. В 1897 году Кадичев был зачислен в класс валторниста, композитора и дирижера профессора Ф. Эккерта. Воспитанник Пражской консерватории, музыкант-практик, работавший в оркестрах Праги, Цюриха, Дрездена, Берлина, он с 1885 года жил в России, стал заслуженным деятелем искусств РСФСР. Ф. Эккерт многое дал своему ученику по специальности. Он увлек Кадичева и композицией.

В 1904 году, окончив училище по отделению духовых инструментов, Кадичев продолжил обучение по фортепиано и композиции. Его наставниками здесь были столь же разносторонние музыканты профессора А. Ильинский и А. Корещенко.

В 1907 году Кадичев закончил училище по специальностям педагогического фортепиано и теории композиции, получил звание свободного художника.

В 1904 году, будучи студентом, Кадичев уволился из армии. Он работал в оперных и симфонических оркестрах Москвы, руководил музыкальными кружками на предприятиях, занимался частной педагогической практикой. С 1909 года Кадичев в Тамбове, ведет в музыкальном училище класс меднодуховых инструментов, обязательного фортепиано и курс теоретических дисциплин. Его часто можно было видеть И на эстраде. В его репертуаре сочинения для валторны Гайдна, Моцарта Вебера, Р. Штрауса, Бетховена. Постепенно раскрывается его организаторский талант. В 1914—1916 годах Кадичев заведует музыкальной частью Общества полезных развлечений при вагонных мастерских станции Тамбов

Однако организаторские и творческие способности музыканта проявятся наиболее ярко в советское время. Тогда же Кадичев высоко поднял художественный уровень железнодорожников, Их оркестр под его управлением концертировал не только в Тамбове, но и в других городах.

После победы Великого Октября Кадичев становится прямым помощником директора музучилища Старикова по подготовке и проведению общедоступных концертов в Тамбове и Тамбовском музыкальном округе. Так, в 1919— 1920 годах симфонический оркестр под управлением Кадичева выступал в Воронеже, Орле, Липецке, Козлова и других местах. В 1932—1937 годах Кадичев руководит ученическим симфоническим и духовым оркестрами, готовит с ними концертные программы. На юбилее 50-летия музучилища дирижирует оперой «Борис Годунов» Мусоргского.

Музыкант уделяет внимание и развитию художественной самодеятельности. В 1918—1921 годах — он капельмейстер оркестров при Тамбовском ЧК и Первых пехотных курсах, в 1922— 23 годах руководит музыкальными кружками и хором завода «Ревтруд». До конца своих дней Федор Михайлович был наставником капельмейстеров оркестров Тамбовщины. В 1934 году общественность Тамбова отмечала 25-летие педагогической и артистической деятельности Ф.М. Кадичева. По этому поводу газета «Тамбовская правда» от 12 мая особо подчеркнула, что за четверть века Кадичев подготовил сотни хороших музыкантов. Среди учеников Кадичева — автор марша «Прощание славянки» В.И. Агапкин, доцент Киевской консерватории Н. Добросердов, преподаватели Тамбовского музучилища, заслуженный работник культуры В.А. Ревелев и С. Романов, валторнисты ГАБТа Н. Кадичев и театра Станиславского — Е. Некрасов и другие.

Весьма широк жанровый диапазон композитора Кадичева. При окончании филармонического училища им были созданы Первая симфония, струнный квартет, вокальные сочинения. Далее следуют инструментальные пьесы, увертюры. Композиторская, деятельность интенсивно развертывается после Октября. Примечательным стал триптих программных симфонических увертюр, посвященных революции: «Россия в 1917», «Россия в 1918», «15 лет Октября». Сюда же можно отнести увертюру «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», сочинение о вожде мирового пролетариата — симфоническая поэма музыкальный снимок «В.И. Ленин», Современную тему композитор утверждает в операх «Каляев», «Чудо-трактор», «На рассвете», «Кочегар Янк», «Сигнал», детской опере «Свинцовая армия», симфониях. Большой резонанс получила Седьмая симфония («Магнитострой») с хором и солистами, симфоническая поэма «Труженики моря». Журнал «Говорит СССР» писал: «…Не касаясь формальной стороны произведений Кадичева, мы должны отметить, как положительный факт их тематическую актуальность для социалистического строительства. Увертюра «15 лет Октября», симфоническая поэма «История заводов», соната «Авто», музыкальный снимок «Ленин» и т.п. являются подтверждением этой актуальности».

Кадичев создал не только программную музыку. У него есть инструментальные концерты и миниатюры со свободным полетом фантазии. Писал он песни, романсы и хоры. Многое из созданного звучало в концертах с эстрады, по радио, издавалось. Признание творческой деятельности музыканта нашло свое выражение в избрании его депутатом городского Совета. Скоропостижная смерть оборвала жизнь Федора Михайловича Кадичева — человека большой энергии, неуемной творческой деятельности.

Онлайн общение
В форумных дискуссиях и в соцсетях пользователи часто используют смешные демотиваторы. Это некий суррогат эмоций, мимики и жестов, которые невозможно выразить через экран компьютера. Демотиваторы помогают точнее выразить онлайн-собеседнику своё отношение к разным ситуациям.


Comments

Name

Email

Website

Speak your mind

  • Archives