Имя Сергея Ивановича Потоцкого — композитора, дирижера и хормейстера, находится в ряду правофланговых советской музыкальной культуры. Сформировавшись как художник еще до Великого Октября, после революции он, не колеблясь, направляет все свои знания и энергию на строительство музыкального искусства первого в мире государства рабочих и крестьян.

С. И. Потоцкий родился в Тамбове 19 сентября 1883 года в семье учителя. Позже вместе с семьей он переезжает в подмосковный Раменск, а вскоре Москва стала для него вторым домом. Здесь он поступает, в Московское синодальное училище, программа которого в тот момент приближалась к консерваторской. Его учителями стали выдающийся хоровой композитор и фольклорист А.Д. Кастальский, блестящие хоровые дирижеры С.В. Смоленский и В.С. Орлов. В 1901 году Потоцкий окончил синодальное училище, получив специальность хормейстера и учителя пения.

В 1904—1908 годах Потоцкий занимается у выдающегося композитора С. И. Танеева. Пройдя под его руководством курс контрапункта, фуги и музыкальных форм, наш земляк поступает в Московскую консерваторию, где занимается на двух факультетах — по фортепиано у К.Н. Игумнова, по композиции — у С.Н. Василенко.

Завершив обучение, Потоцкий использует свои знания в разных сферах. В 1917—1918 гг. музыкант возглавляет оперную студию Народного дома имени И. Каляева, где раскрылись его незаурядные организаторские и дирижерские способности. Здесь стали проявляться и композиторские способности,— была начата работа над первой оперой «Взятие Бастилии». Грани хормейстерского таланта откристаллизировались при руководстве им хоровыми студиями центральных клубов Нарпита и ОГПУ (1919—1929). Параллельно Потоцкий заведует музыкальной частью МХАТа-2. Однако главное внимание Сергея Ивановича было обращено на сочинение музыки). Наибольших успехов композитор добивается в вокальных жанрах. До сегодняшнего дня не утратили своего значения созданные им в 20—30-х годах хоровые сочинения, среди которых «Кузнецы» на слова Ф. Шкулева, где художник одним из первых среди советских композиторов использует прием переинтонирования народной мелодии, «Девятое января» на текст В. Верхоянцева в форме контрастных вариаций. Интересны хоры «Между гор по каменью» на народный текст и «Незабудка» на сл. М. Лермонтова.

Отличное знание природы хорового пения дало возможность композитору обратиться к крупным хоровым формам. Среди них новым достижением музыканта стала кантата «Родина».

Заметный след оставил Потоцкий в истории советской оперы. Он был одним из первых, кто взялся за утверждение в опере современной темы. В 1927 — 1929 годах им создается опера «Прорыв» (либретто С. Городецкого и С. Юдина), в основу которой положены события гражданской войны на Тамбовщине — разгром Красной Армией белогвардейских полчищ Мамонтова. Музыкальная критика того времени, выявив некоторые недостатки оперы, связанные с «болезнью роста» советского музыкального театра, отметила правильность избранного композитором пути, значимость его произведения для советской музыки. Музыковед Д. Житомирский отмечал: «Прорыв» является, несомненно, первой оперой, показывая которую, ГОТОВ вступает на правильный путь, делает полезное дело». А выдающийся композитор и дирижер, народный артист республики Ипполитов-Иванов писал об опере молодого композитора: «…Автор вполне овладел техникой музыкального письма и умело пользуется материалами народной песни. Музыкальный характер действующих лиц очерчен интересно, и вся работа производит впечатление вполне зрелого мастерства». Опера получила путевку в жизнь — она была поставлена в Свердловске, Москве, Киеве, Тбилиси, Ташкенте, Баку, Саратове. Песенное в своей основе произведение Потоцкого «Прорыв» предвосхитило появление опер Желобинского, Дзержинского, Хренникова и других, утвердивших советскую тему в опере. Как оперный композитор, Потоцкий представлен в музыке еще тремя сочинениями — «Монна Ванна» (по М. Метерлинку, 1926), «Степан Разин» (1950), «Меч освобождения» или «Адмирал Ушаков» (1952 г.).

30-е годы — время становления советского звукового кино. Вместе с Д. Шостаковичем и И. Дунаевским в кинематограф пришел и С. Потоцкий. В 1930 году с его музыкой выходят фильмы «Чудеса» и «Шторм». Далее последовали такие интересные в музыкальном отношении фильмы, как «Гармонь», «Дума про казака Голоту», «Пятый океан», «Богдан Хмельницкий», «Принц и нищий», «Матрос Иван Никулин», «Майская ночь» (по Гоголю), «Старинный водевиль» и другие. Потоцкий создал музыку более чем к 20 фильмам. За умение музыкальными красками передавать характер героя, его настроение композитора назвали волшебником киномузыки.

Работая заведующим музыкальной частью МХАТа, Потоцкий начал сочинять музыку к спектаклям. В его музыкальном оформлении выходят постановки в Художественном, Малом и других театрах. Композитора приглашают на Всесоюзное радио, где он создает ряд радиокомпозиций. Одна из них — «Навеки вместе» (1953) стала значительной в его творчестве.

В области симфонической музыки излюбленной формой композитора стала сюита-цикл” небольших по объему пьес, объединенных общностью темы. Из созданного выделяются «Прорыв», «Колхозная», «Восточная», «Весенний вальс». Среди романсов и песен интересен пушкинский цикл.

Жизнь Потоцкого оборвалась 29 января 1958 года.

Давая оценку музыке нашего земляка, критика отмечала, что Сергей Иванович Потоцкий зарекомендовал себя как талантливый продолжатель традиций русской музыкальной школы.

Постельное бельё
Улучшить сон можно, если купить одеяло из верблюжьего пуха. Свойства верблюжьего пуха способствуют наилучшему снятию усталости и спокойному, полноценному сну.


Comments

Name

Email

Website

Speak your mind

  • Archives