Имя Владимира Дмитриева — композитора и аккордеониста, лауреата Всесоюзного и Всероссийского конкурсов артистов эстрады, широко известно в стране и любимо на Тамбовщине. Свыше ста театров ставят его оперетты и мюзиклы. В профессиональных и самодеятельных оркестрах и ансамблях звучат его пьесы «Русское интермеццо», «Старая карусель», «Лошадки». Его песни удостоены почетных премий на конкурсах в вашей стране и за рубежом. Фирма «Мелодия» и всесоюзные издательства выпустили пластинки и ноты произведений, созданных Дмитриевым. Среди них — «Что такое счастье», «Счастливый день».

В творчестве Дмитриева счастливо сочетаются интонации русского фольклора с современными ритмами и гармониями.

В.В. Дмитриев родился 19 июля 1923 года в Пензе. А дорога к восхождению на музыкальный Олимп началась у него в Тамбове. Сюда в 20-е годы переехала семья Дмитриевых. Родители Владимира, педагоги по профессии, стали работать в школе №51 (ныне №32). Здесь позже начал учиться и Владимир.

Любовь к музыке пришла к мальчику от отца, который играл на скрипке и часто выступал в концертах школьной самодеятельности. В этих концертах зазвучало и имя Дмитриева-младшего. Вместе со школьными друзьями он создал шумовой оркестр.

С 1932 года талантливый мальчик начал заниматься в музыкальной школе в классе фортепиано Лидии Васильевны Уметской. В своих воспоминаниях о любимом ученике она отметила: «Мальчик с открытой детской душой, с глазами, полными доверия и уважения к своей наставнице, таким пришел ко мне в класс Володя Дмитриев. По характеру добрый, отзывчивый, выдержанный, он выделялся абсолютным слухом. Такие бывают редко. Чрезвычайно музыкальный, он не любил кропотливой работы над постановкой рук и аппликатурой. Это ему казалось скучным и неинтересным. Вне поля его зрения были и штрихи. Но я была настойчива, а он терпелив. Это дало положительный результат».

Памятными для Дмитриева остались занятия в классе теории и сольфеджио у Н.Н. Емельяновой, ансамблевой игры — у Н.А. Монвиж-Монтвид. Внезапная смерть отца обрывает детство. Приходит сознание, что одной матери растить трех мальчиков трудно. В 1939 году Владимир поступает в музвзвод Тамбовского пехотного училища. Здесь пришло увлечение игрой на аккордеоне. Не забыт и рояль. В том же году В. Дмитриев становится учащимся музучилища по классу фортепиано С.М. Глаголева, у которого обучается до начала Великой Отечественной войны.

Важной страницей биографии Дмитриева стало создание им в Тамбовском пехотном училище курсантского ансамбля песни и пляски, оркестром которого он руководит в 1941—1947 годах. В этом ансамбле музыкант создает свои первые произведения — пьесу для трубы с оркестром и ряд песен.

В годы войны В.В. Дмитриев вместе с военным училищем находится в эвакуации в Семипалатинске. На плацу он играет в духовом оркестре. С аккордеоном в руках выступает в госпиталях, на призывных пунктах. После войны он вновь в Тамбове. Демобилизовавшись, Дмитриев некоторое время работает в оркестре кинотеатра «Модерн» («Звезда»). Однако вскоре уезжает в Ленинград. В 1947—57 годах Дмитриев работает пианистом-аккордеонистом эстрадно-симфонического оркестра Ленинградского радио, ряда других музыкальных ансамблей. В 1957—1963 годах руководит инструментальным квартетом, выступает солистом Ленконцерта. В 1960 году эстрадный квартет Дмитриева становится лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады, а через некоторое время лауреатом Всесоюзного конкурса. Ансамбль становится одним из популярнейших в Ленинграде. С ним выступают известные мастера песни: 3. Виноградова, Э. Хиль, О. Кравченко, М. Бернес. Они поют песни Дмитриева «Проходит вечер», «Танцуйте полечку», «Мужской разговор», «Над Кронштадтом туман», «Сибирячка». Произведения молодого композитора зазвучали на радио и телевидении.

Желание совершенствовать мастерство композиции приводит Дмитриева в секцию самодеятельных композиторов при Ленинградском отделении Союза композиторов СССР. Дмитриев занимается под руководством выдающегося мастера песни В.П. Соловьева-Седого. Это дало хорошие плоды. В содружестве с либреттистами Б. Рацером и В. Константиновым им созданы для Театра оперетты произведения «Случайный свидетель», «Ночной незнакомец», «Одесские лиманы», «Русский сувенир», «Берегите мужчин» («Долгожитель»), для оркестра и ансамблей народных инструментов — ряд пьес, На слова советских поэтов создано более 150 песен.

Преждевременная смерть прервала работу композитора над новой опереттой о строителях БАМа, не дала осуществить большие замыслы. Но и сделанное дает право гордиться музыкантом.

Владимира Дмитриева часто называют ленинградцем, а он считал себя тамбовчанином. Незадолго до кончины в разговоре с друзьями он заметил: «Сейчас у меня в жизни рубежная дата — 25 лет я прожил в Тамбове и столько же в Ленинграде. В Тамбове я стал музыкантом, Ленинград сформировал меня как артиста и композитора. Но за то, что Тамбов указал мне путь в музыку, я, как и прежде, говорю ему словами своей песни: «Здравствуй, город мой, над спокойной Цной… Люблю тебя, Тамбов!»



Comments

Name

Email

Website

Speak your mind

  • Archives