С.В. Рахманинов в Ивановке за корректурой 3-го концерта для фортепиано с оркестром. 1910 г.

С.В. Рахманинов в Ивановке за корректурой 3-го концерта для фортепиано с оркестром. 1910 г.

«Я русский композитор, и мое отечество воздействовало и на мой темперамент, и на мое мировоззрение… Поэтому и моя музыка — русская». Эти слова принадлежат С.В. Рахманинову, творческая деятельность которого в качестве композитора, пианиста и дирижера сделала его гордостью русской нации и достоянием всей мировой культуры.

Имя Рахманинова тесно связано с Тамбовским краем. В Козловском уезде родились и жили прадед, дед и отец Сергея Васильевича. В селе Ивановке (ныне Уваровского района) с 1890 по 1917 год почти ежегодно бывал композитор, создал большую часть из своего наследия. В своем творчестве Рахманинов с большой силой выразил пафос ожидания близящихся перемен, страстный порыв к лучшему будущему. Центральное место в его творчестве заняла тема Родины. Отсюда яркая, напряженная экспрессия и патетика в его музыке, проникновенный лиризм.

Родился С.В. Рахманинов 1 апреля 1873 года в имении своей матери — Семенове Новгородской губернии. Вскоре семья переехала в имение Онег, где будущий музыкант провел первые семь лет жизни. Здесь с четырехлетнего возраста стал заниматься музыкой под руководством матери Любови Петровны, затем с учительницей А.Д. Орнадской. В 1882 году Сергей Рахманинов поступает в Петербургскую консерваторию и становится учеником В.В. Демянского. Через три года переходит в Московскую консерваторию в класс Н.С. Зверева. С 1888 года на старшем отделении занимается по фортепиано в классе А. Зилоти, по теоретическим предметам и композиции — у С. Танеева и А. Аренского.

Музыкальная одаренность юноши была феноменальна. Ее воспринимали как чудо. Она напоминала рассказы о гениальном Моцарте. В 1891 году, на год раньше срока, Рахманинов окончил консерваторию по классу фортепиано, через год, в 1892 году,— с большой золотой медалью по классу композиции. Экзаменационной работой была опера «Алеко», которую студент написал за 17 дней в клавире и инструментовал.

Яркая художественная индивидуальность Рахманинова раскрывалась еще в годы учебы в Первом фортепианном концерте (1891). Написанные вскоре симфоническая фантазия «Утес» (1893), шесть романсов на стихи А. Плещеева (1893), «Каприччио на цыганские темы» (1894), шесть пьес для фортепиано в 4 руки (1894), Первая симфония (1895), шесть хоров для женских или детских голосов и др. свидетельствовали о многообразии его творческих интересов.

В 90-е годы Рахманинов концертирует как пианист. Его выступления проходят с неизменным успехом. Еще на выпускном экзамене, слушая Рахманинова,

С. Танеев сказал: «Он играет как первоклассный пианист». Позже о его пианистическом искусстве будут говорить только в превосходной степени. Сильнейшая сторона рахманиновского пианизма — певучесть и интонационная выразительность фортепианного звучания. «Когда Рахманинов сидит за инструментом,— говорил Шаляпин,— то хочется сказать, что не «я пою», а «мы поем». Кроме этого, яркой чертой Рахманинова-пианиста являлась мощная властность, пластика и выразительность его ритма, которые давали исполнению могучую жизненную силу. Блестяще владел Рахманинов и другими сторонами фортепианного искусства: чувством динамики, музыкальной формы, тембровой палитрой инструмента, феноменальным техническим аппаратом.

В 1897 году Рахманинова приглашают в Московскую Русскую частную оперу в качестве дирижера. С этого времени и до конца жизни три стороны музыкального дарования Рахманинова — композитора, пианиста, дирижера,— развиваясь во взаимодействии, обогащали друг друга. В каждой из этих областей Рахманинов достиг высочайших вершин.

Полный и блестящий расцвет композиторского таланта Рахманинова наступил в начале XX века с созданием таких замечательных произведений, как Второй (1901) и Третий (1909) фортепианные концерты, Второй симфонии (1907), фортепианные прелюдии и этюды-картины, оперы «Скупой рыцарь» (по Пушкину (1904) и «Франческа да Римини» (по Данте, 1904), кантата «Весна» (1902).

Изумляет слушателей и Рахманинов-дирижер. Два сезона он работает в Большом театре (1904—1906). Под его руководством многие оперы начинали новую жизнь, освобождаясь от штампов. По-новому были поставлены такие шедевры, как «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Пиковая дама», «Борис Годунов». Оставив театр, Рахманинов отдается композиторскому творчеству, концертирует. Горячо приветствовал Музыкант свержение самодержавия в России в феврале 1917 года. Передавая деньги от концерта в пользу Союза артистов-воинов, он писал; «Свой гонорар от первого выступления в стране, отныне свободной, на нужды армии свободной при сем прилагает свободный художник С. Рахманинов». В конце 1917 года Рахманинов уезжает за границу на гастроли. Отъезд стал трагическим разрывом с Родиной. После нескольких месяцев, проведенных в скандинавских странах, Рахманинов поселился в США. За рубежом он почти всецело занимался концертно-пианистической деятельностью. Композитор говорил: «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись родины, я потерял самого себя». В 1926 году Рахманинов создает Четвертый фортепианный концерт, начатый в России, и «Три русских песни» для хора с оркестром, в 1934 году — «Рапсодию на тему Паганини», затем Третью симфонию (1936) и «Симфонические танцы» (1940). Одним из главных в этих произведениях стали тема далекой родины и мотивы трагического одиночества человека, оторванного от родной земли. В годы Отечественной войны Рахманинов мыслями и делами был с Россией. Он перечислил деньги в фонд Красной Армии. В сопровождении к ним написал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу! Сергей Рахманинов. 25 марта 1942 года».

Через год после этого, 28 марта 1943 года, композитора не стало. Но осталась людям его музыка, полная яркого мелодизма, образности и сердечности, музыка больших мыслей и чувств.

Экспертиза
Чтобы вентиляция была исправна, за ней необходимо следить, вовремя обнаруживать и устранять неисправности. Поэтому для обслуживания систем вентиляции и кондиционирования требуются специалисты этого дела. Особенно важна работа вентиляции в помещениях, требующих постоянного проветривания — в химических лабораториях, производственных цехах, а на бытовом уровне — на кухнях, где имеется опасность скопления угарного газа из-за работы газового оборудования — плит, колонок, котлов.


Comments

Name

Email

Website

Speak your mind

  • Archives