Игра под минусовку для скрипки позволяет развить необходимые для музыканта качества

Конечная цель изучения произведения у любого музыканта, в том числе и у скрипача — выход с этим произведением на сцену. Этапы подготовки при этом таковы: усвоение нотного текста, изучение динамики произведения, выявление точек кульминации, поиск каких-то изюминок, способных украсить исполнение. Перечисленное относится к этапу разбора произведения, а после прохождения этого этапа приходит пора подготовки к сценическому исполнению. И здесь скрипачу требуется аккомпанемент.

Даже для профессионального скрипача это тонкое место, т.к. концертмейстер — такой же человек со своими проблемами, который может заболеть, отлучиться по неотложным делам, просто быть недоступным в какие-то моменты. Если же говорить об учащихся музыкальных школ и вузов, то им занятие с концертмейстером доступно один, масимум два раза в неделю. Кто-то скажет, что этого достаточно, но если подвергнуть этот компонент анализу, то выяснится, что именно в предконцертный период, когда насыщенность занятий особенно важна, учащийся имеет возможность поиграть с аккомпанементом всего 3-5 раз. Связано это, в числе прочих причин и с плотным графиком репитиций, т.к. концертмейстер привязывается не к одному музыканту, а к группе — например, к классу скрипки.

Столь незначительное число репетиций нередко приводит к казусам на сцене — юный музыкант, не имеющий ещё богатого концертного опыта, в ходе исполнения может сбиться и, если он плохо знаком с партией аккомпанемента, то остановиться придётся и концертмейстеру, т.к. сориентироваться на ходу исполнитель не сумеет. В этой ситуации аккомпаниатор практически всегда ждёт, с какого места вступит солист, чтобы последовать за ним.

В то же время, если скрипач хорошо знаком с аккомпанементом, то он, даже сбившись, может свободно вступить с любого места. Концертмейстер при этом может не задерживаться, а идти вперёд. Участникам конкурсов хорошо известно, что наличие такого навыка обычно приветствуется членами жюри.

Суть сказанного в том, что для более уверенного исполнения солист должен знать партию аккомпанемента так же хорошо, как собственную партию — не нотный текст, разумеется, но направление мелодии, ритмический рисунок и прочее.

Таким образом, для юных и молодых исполнителей довольно остро стоит вопрос организации постоянных занятий с акомпанементом. Современные технологии позволяют этот вопрос несложно решить.

Дело в том, что любой современный нотный редактор имеет функцию воспроизведения набранного текста и его конвертирования в удобный формат: mp3, wav, midi и т.д. Формат midi при этом удобен своей настраиваемостью: он обычно читается любыми нотными редакторами и позволяет вносить в него произвольные изменения — как текста, так и темпа или тембра. Тембр инструментов обычно близок к их натуральному звучанию.

Наличие такого электронного аккомпанемента, иначе говоря минусовки для скрипки или «скрипки минус», как некоторые это называют, позволяют скрипачу не зависеть от возможностей концертмейстера и постоянно репетировать в сопровождении фортепиано или даже «оркестра», если это нужно. Это не только удобно, но и способствует всестороннему развитию юного музыканта: аккомпанемент ритмически дисциплинирует, развивает гармонический слух, навык игры в ансамбле. Ученик приучается слышать аккомпанемент и следовать ему, в противовес привычным занятиям, когда обычно концертмейстер подстраивается под солиста. Это особенно важно при подготовке к выступлениям с оркестром, когда именно солист должен подстраиваться под звучащую музыку.

Ежедневная игра с аккомпанементом позволяет изучить его, что называется, вдоль и поперёк и способствует более уверенному исполнению на сцене, когда за любой ошибкой нередко следует согласование между концертмейстером и солистом, с какого места следует продолжить исполнение. Такое согласование, даже если оно состоит в переглядывании, всё же оставляет у аудитории неприятный осадок. Но если солист хорошо знает партию аккомпанемента, то, как было сказано выше, для него не представляет сложности сориентироваться на ходу и продолжить исполнение с нужного места без остановки, двигаться вперёд, а не возвращаться назад. Такой навык в некоторых случаях позволяет оставить возникшую заминку вообще незамеченной публикой.

Разумеется, игра с хорошим концертмейстером по выразительности и ансамблевому взаимодействию не может сравниваться с исполнением в сопровождении аудиовоспроизводящего устройства, однако для домашних занятий и даже выступлениях на небольших сценических площадках с невзыскательной аудиторией вполне пригоден и электронный аккомпанемент.

Сказанное основано отнюдь не на теоретических размышлениях, а на практической работе с юной скрипачкой (моя внучка Настя) в течение уже нескольких лет. В отличие даже от более опытных учеников, она никогда не сбивается на сцене, чему во многом способствует и постоянные занятия в сопровождении аккомпанемента дома. Настя легко и быстро осваивается в ансамбле, где нужно быстро приспособиться к звучащим рядом партиям и найти среди них своё место. Постоянная игра с аккомпанементом сделала её более уверенной и лучше ориентирующейся в музыкальном потоке.

Разумеется, далеко не все умеют делать такие минусовки для скрипки. Если вам она нужна, но вы не уверены, что справитесь, пишите мне, я сделаю. Для этого оставьте сообщение в комментариях или пишите на почту aquafish-boors@narod.ru с темой «Скрипка-минус», «аккомпанемент для скрипки/флейты/иной инструмент» или другой, которую вы сочтёте для себя удобной. Готовую минусовку для скрипки можно будет скачать по ссылке, которую я пришлю на почту.



Comments

Name

Email

Website

Speak your mind

  • Archives