22 сентября 1900 г.

Вследствие предписания от 5 августа сего года за №2625 имею честь представить Вашему Превосходительству нижеследующие свои соображения по делу о преобразовании полиции.

В основу общего преобразования полиции, по моему мнению, должны лечь следующие положения:

1. Уничтожение названия «полиция»; столь нелюбимого народом, не забывшем еще деятельность дореформенной полиции. Заменить это название названием «охрана», отвечающим существу обязанностей и роду деятельности современной полиции, было бы вполне целесообразным.

2. Установление образовательного ценза для чиновников полиции и требование полной грамотности от урядников и посредственной — от остальных низших чинов.

3. Замена выборного начала в сельской полиции службой по назначению.

4. Учреждение губернского полицейского резерва, из коего чиновники могли бы получать назначения на открывшиеся вакансии и командировки для временного исправления должностей по разным случаям.

5. Учредить при резерве школ и курсов для подготовки людей к полицейской службе.

6. Увеличение окладов содержания чинов полиции; и

7. Учреждение эмеритуры чинов полиции всей империи.

По вопросу о частных преобразованиях, желательных для Кирсановской полиции, имею честь доложить следующее:

1. Настоятельно необходимо увеличить содержание Полицейским Надзирателям, которые, получая всего 600 рублей в год, принуждены тратить ежегодно до 150 рублей на служебные разъезды, обязательные, в силу необходимости, при объездах города в весеннюю и осеннюю погоду, при розысках, требующих быстроты, при исполнении срочных поручений и т.п.

2. Необходимо увеличить команду городовых, прибавив к существующим по штату 2 старшим и 12-ти младшим еще одного старшего и 5 младших. Такое изменение штата вызывается как численностью населения, так и ростом города и тем значением, которое он приобрел за последнее время, сделавшись по разным причинам, центральной хлебной биржей огромного района. В настоящее время в Кирсанов съезжаются из губерний Тамбовской, Рязанской, Пензенской, Саратовской и других хлеботорговцы (между ними масса евреев), мельники, маклеры, землевладельцы, управляющие имениями и совершают сделки, общая сумма доходит до 10 миллионов рублей за год. В базарные дни город бывает полон приезжего люда; разгул, нарушения порядка и преступления в это время не редки. Между тем, во всем городе имеется только один полицейский пост, так как все остальные городовые бывают в рассылке: одни в качестве свидетелей находятся в камере городского судьи или уездного члена окружного суда, другие в наряде или в обходе по городу, третьи — и их всегда большинство — заняты исполнением побочных полицейских обязанностей — разноской судебных повесток, объявлений и извещений, окладных листов и тому подобных бумаг, которые за год приходится городовым разнести до 25 тысяч. Благодаря этому не редкость, что в случае какого — либо происшествия, требуемого немедленного сбора нескольких городовых, нельзя найти и одного.

3. Необходимо назначить суммы для найма 2-х сторожей при полиции и по одному при каждом станционном приставе, так как в противном случае для надзора за арестантскими придется употреблять городовых и стражников.

4. В состав урядников уезда необходимо прибавить одного в район первого стана, так как трех имеющихся в нем урядников недостаточно: будучи протяжением около 130 верст и около 50 верст в поперечнике, стан этот вмещает в себе крупнейшие экономии в уезде, имеет несколько конокрадских гнезд и три пункта тайного вгона степного скота из Саратовской губернии.

5. Полезно было бы предоставить урядникам право разъезжать по желанию верхом или в экипаже, так как во-первых урядники не из кавалеров, ездя верхом, не умеют воспользоваться при случае преимуществами всадника, а лишь напрасно измучивают себя и лошадь и во-вторых уряднику экипаж часто бывает необходим, например, когда приходится возить с собой по участку какое-либо лицо, нахождение которого при уряднике почему-либо важно для дела.

По поводу замены выборных сотских и десятских наемными стражниками я могу сказать, что эта реформа, по крайней мере, в Кирсановском уезде, вызывается действительной, давно назревшей необходимостью. При громадности урядничьих участков и массе дела, урядник всегда находится в разъездах вследствие чего полицейская власть в деревне почти всегда отсутствует, ибо у старшины и старосты много своих специальных обязанностей, сотские же и десятские представляют внушительную силу лишь в общем числе (первых в Кирсановском уезде 215, а последних 786 человек), взятые же в отдельности, по своим обществам, они являются полицейскими чинами лишь по названию и приносят делу полиции скорее вред, чем пользу. Служа за ничтожное вознаграждение, а иногда и совсем бесплатно, лучшие из них по нравственности стараются уклониться от исполнения своих обязанностей, чтобы не нажить себе врагов, которые в деревне страшны тем, что обыкновенно мстят с помощью поджогов. Другие, худшие, пользуясь своим служебным положением, только ищут случая, что опить кого-нибудь; третьи, наконец, делаются тайными друзьями и пособниками местных воров и преступников, за что пьют и живут на их счет. До какой степени редки в должности сотских хорошие люди, видно из того, что из 215 сотских Кирсановского уезда только 6 человек можно назвать вполне надежными. И это не случайное, только в настоящем году замечающееся явление, не ряд ошибок, допущенных выборщиками, это естественное последствие применения выборного начала к полицейской службе. Обязанности сотского таковы, что дельный, честный, трезвый и энергичный крестьянин в этой должности может сделать много неприятного худшему элементу своего сельского общества, этот же элемент, к несчастью, на сходе сила, с которой остальным чинам сходу бороться страшно. Поэтому обыкновенно и случается так, что представитель интересов полиции и исполнительный ее орган в деревне избирается по указанию именно той части общества, против которой он предназначается работать. Какими качествами должен отличаться такой избранник, понятно само собой. Состав десятских, служащих бесплатно, еще хуже.

Таким образом, не может быть сомнения, что введение института стражников, совершенно устраняя всякую зависимость сельской полиции от общества, дает полную возможность улучшить личный состав ее путем подбора в стражники людей вполне соответствующих своему назначению, особенно если им будет назначено такое содержание, ради которого на тяжелую и зачастую опасную полицейскую службу пойдут лучшие люди из крестьянской среды. По местным условиям такое содержание им не должно быть меньше 216 р. в год, из коих 120 р. жалованья, 36 руб. квартирных и 60 р. на содержание лошади, без которой служба стражника немыслима.

Для успешности службы стражника, участок его включая крестьянские и владельческие земли (на последних всегда много дела полиции), должен быть отведен так, чтобы стражник мог проехать его из конца в конец в 1 день и чтобы жителей в участке было от 1 до 3 тыс. человек.

Кирсановский уезд мной разделен на 131 участок, и число это, по моему убеждению, не может быть уменьшено без явного ущерба для дела.

Засим, представляя 2 ведомости со сведениями о Кирсановской полиции, имею честь донести Вашему Превосходительству, что карт уезда с нанесенными на них участками сотских и стражников я не представляю, так как земская карта настолько неверна и неполна, что отграничить на ней участки, меньшие целой волости, без пересоставления всей карты невозможно. Вместо этого я выписал в ведомостях наименования всех селений каждого участка, как сотского, так и стражника.

Уездный Исправник Старынкевич.



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind