Nov
27
Рапорт тамбовского полицеймейстера К.Ю. Старынкевича начальнику Тамбовского губернского жандармского управления полковнику Устинову о раскрытии группы боевиков-экспроприаторов.
November 27, 1906 | Comments Off on Рапорт тамбовского полицеймейстера К.Ю. Старынкевича начальнику Тамбовского губернского жандармского управления полковнику Устинову о раскрытии группы боевиков-экспроприаторов.
27 ноября 1906 г.
Осенью этого года агентурой было установлено, что в гор. Тамбове организовалась шайка, имеющая целью путем разбоя добывать себе средства, уделяя часть из них на дела революции. Выяснилось, что во главе этой шайки находятся некто «Виктор», бывший семинарист, и Сергей Ефимов, бывший письмоводитель Пристава 2-й части гор. Тамбова, членами же состоят рабочие — два брата Котельниковы, Чемреев, Челышев, Шилкин, Каретников, Садышев и какие-то воспитанники Екатерининского Учительского Института, о чем тогда же мной было доложено Г. Губернатору.
Не имея возможности сразу добыть против этих лиц сериозных улик, я решил, продолжая за ними агентурное наблюдение, прихватить их на деле «экспроприаций», как они называют грабеж. Но не успев в этом, так как главари шайки собирали своих товарищей лишь перед самым совершением преступления, не открывая никому своего замысла до самого момента отправления на место, я принужден был приступить к задержанию экспроприаторов частями. Прежде всего я распорядился арестовать вновь прибывших из Кирсанова для поступления в эту шайку членами трех молодых людей, скрывавшихся на Дубовой ул. в доме Беляева, так как по отзывам агентов лица эти были способны на всякое преступление.
1-го октября сего года они были задержаны, при чем оказались вооруженными Браунингами и отказались открыть свое звание. Однако, через несколько дней в виду того, что в квартире их был обнаружен паспорт на имя крестьянина села Чернавки Кирсановского уезда Ивана Васильева Черносвитова, они объявили себя крестьянами Кирсановского уезда: двое — села Чернавки Иваном Васильевым Черносвитовым и Иваном Васильевым Тюменевым и один села Вячки Даниилом Михайловым Валуевым и объяснили, что недавно, быв в гор. Кирсанове, они встретили какого-то молодого человека, который, дав им найденное при них оружие и наняв их для совершения, по его указанию, экспроприаций, указал им в Тамбове, куда их привез на квартиру, на которой они и были арестованы.
5 октября Директор Екатерининского Учительского Института П. Алексинский, несомненно своевременно узнавший об участии своих воспитанников, в экспроприациях, в виду слухов об аресте экспроприаторов и по требованию остальных благонадежных воспитанников, принужден был доложить г. Губернатору и сообщить мне, что по словам товарищей, в экспроприациях участвовали воспитанники Гаврил Семенов, Николай Леонов, Григорий Носов, Николай Воронин и Иван Ларин. Но г. Директор вместо того чтобы передать этих лиц в руки полиции, как обязался перед г. Губернатором, предложил Семенову, Леонову и другим скорее выбыть, что те и исполнили, благодаря чему, несмотря на тщательные розыски, арестовать до сего времени удалось из них лишь одного Леонова, который задержан 7 ноября. Затем 14 ноября на вокзале в гор. Тамбове были задержаны Темниковский мещанин Сергей Николаев Ефимов, крестьянин села Нижне-Спасского Тамбовского уезда Митрофан Гуреев Каретников, уже содержавшийся в тюрьме по обвинению в Государственном преступлении, и Тамбовский мещанин Спиридон Павлов Шилкин (хранитель оружия по агентурным сведениям); при этих лицах оказалось 3 револьвера и 3 кинжала.
В тот же день были арестованы в Тамбове рабочий Илья Николаев Чемреев, приходивший на вокзал вместе с Шилкиным для передачи остальным оружия и скрывшийся в момент арестования Ефимова и др., и крестьянин Василий Федоров Давыдов брат жены Чемреева, проживавший у него без определенных занятий.
15 ноября обнаружен и арестован в Тамбове весьма важный член той же шайки крестьянин Кирсановского уезда Золотовской волости Василий Павлов Котельников. Наконец 18 ноября в Тамбовском уезде задержаны отправлявшиеся на экспроприацию бывший семинарист сын псаломщика Виктор Петров Веселов, глава шайки, и крестьянин Петр Андреев Чалышев, содержавшийся уже в тюрьме по политическому делу. Оба были вооружены револьверами и кинжалами.
В виду того, что данными дознания установлено, что все вышепоименованные лица, кроме Валуева, Черносвитова и Тюменева, составили шайку для учинения разбоев и грабежей, в коих некоторые из них уже участвовали, все дело представлено мной г. Прокурору Тамбовского Окружного суда, коим будет передано Судебному Следователю по важнейшим делам, о Валуеве же, Черносвитове и Тюменеве мною производится дознание, которое будет представлено г. Тамбовскому Губернатору для админ[истративной] высылки этих лиц.
Полицеймейстер Старынкевич.
Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.