Письмо тамбовского губернатора Н.П. Муратова тамбовскому полицеймейстеру К.Ю. Старынкевичу о наблюдении за деятельностью сектантов и старообрядцев.

February 6, 1910 | Comments Off on Письмо тамбовского губернатора Н.П. Муратова тамбовскому полицеймейстеру К.Ю. Старынкевичу о наблюдении за деятельностью сектантов и старообрядцев.

6 февраля 1910 г.
Конфиденциально

Милостивый Государь Константин Юльевич. По закону 17 октября 1906 г., право на регистрацию общины поставлено прежде всего, в зависимости ни от принадлежности старообрядчеству с одной стороны или сектантству, вышедшему из православия — с другой, сектант[ам] же, вышедшим из инославия, до настоящего времени право образовывать легализованные общины не предоставлено. В статьях, как закона о старообрядческих, так равно и закона о сектантских общинах, содержатся определенные требования о том, чтобы ходатайствующие о регистрации включали в заявления: 1) наименование своего согласия, толка или секты; 2) допускают ли таковые духовных лиц, настоятелей или наставников; 3) местность на которую предполагается распространить деятельность общины и 4) место нахождения наличного или предполагаемого к постройке храма или молитвенного дома. Поэтому предъявление каких-либо сверх означенных требований должно почитаться не вытекающим из ясного смысла закона

Сделав распоряжение по Губернскому Правлению о прекращении с сего времени собирания других, не предусмотренных упомянутым законом сведений, по заявлениям старообрядцев или сектантов об образовании общины, предлагаю Вашему Высокоблагородию с самым серьезным вниманием отнести к делу наблюдения за деятельностью сектантов и старообрядцев, как объединенных, так и не объединенных в общины, и о каждом действии их, противном закону или направленном к совращению православного населения в сектантство или старообрядчество — доносить мне немедленно и подробно (ст. 6, разд. I и II закона 17 октября 1906 г.).

Местная Полиция располагает вполне достаточными личными средствами для того, чтобы быть осведомленной о том, преследует ли та или иная секта цели антигосударственные или противообщественные.

В виду сего, подтверждая циркуляр свой от 7 ноября 1909 г. за №8294, я возлагаю на личную Вашу ответственность всякую попытку сектантов и старообрядцев в противоправительственной пропаганде или же к совращению православного населения в сектантство и старообрядчество.

При этом считаю необходимостью разъяснить, что старообрядчество рассматривается действующим законодательством не как особое вероучение, отрицающее учение Православной церкви, а как выражение особого исторически сложившегося ошибочного воззрения в каноничность Господствующей церкви. Именно ясность старообрядчества в этом отношении, во всей его совокупности не признаваемого противогосударственным или противообщественным и послужило основанием к тому, что оно с высоты престола было выделено из ряда так называемых сектантских учений, отрицающих догматы Православной Церкви.

ВЫСОЧАЙШИЙ Указ 17 апреля 1905 г., разделяя всех отпавших от Господствующей церкви на три группы: старообрядцев, сектантов и последователей изуверных учений, присвоил первое из сих наименований всем последователям толков и согласий, признающим догматы Православной церкви, но отвергающим некоторые обряды и отправляющим богослужение по старопечатным книгам. В связи с этим старообрядцами надлежит почитать: а) последователей на изложенных основаниях, всех толков и согласии, признающих иерархию (переходящую от Господствующей церкви или Белокриницкую) и б) последователей всех толков и согласий, именуемых беспоповцами (Поморцы, Федосеевцы с их многочисленными подразделениями). Все принадлежащие к означенного рода согласиям и толкам имеют право, при соблюдении условий, в законе (17 октября 1906 г.) указанных образовывать общины, в частности по закону именно и старообрядческих общинах. Последователи же вероучений, вышедшие из православия (сектанты) в случае возобновления ходатайства об образовании общины подлежат действию закона 17 октября 1906 г. о сектантских общинах. К этому последнему разряду лиц, исповедующих особые от православия вероучения, принадлежат те, религиозное понимание которых носит рационалистический характер: духоборы, молокане, штундисты, шамковцы, евангелисты, евангельские христиане, баптисты и т.п. так называемые нововеры. Что касается последователей изуверенных учений, то, как само собою разумеется, какая-либо организация не может быть допускаема, так как даже принадлежность к этого рода учениям наказуется уголовным законом.

Из сказанного явствует, что лицам, принадлежащим к старообрядчеству или допускаемому законом сектантству не может быть чинимо препятствий ни в свободном отправлении ими богомолений, ни в образовании на законом установленных условиях, общин, ни какого либо вообще противоречащего началам указа 17 апреля 1905 г., о свободе вероисповедания, стеснений.

Из созданного законоположениями последнего времени нового порядка непременно вытекает необходимость для местной полиции вящего усилия к постоянному изучению религиозных учений, как издавна существующих, так равно и вновь зарождающихся.

Таким образом местная полиция обязательно должна быть совершенно осведомлена в исправлении религиозной жизни населения, а также обязана освещать в полную ясность всякие изменения и колебания его в этом направлении и обо всем замеченном доносить мне подробно, не стесняясь изложением.

Подлинное за надлежащим подписом.
За и.д. секретаря — подпись неразборчива.



Все новости Тамбова рано или поздно станут древностями.

Comments

Comments are closed.

Name (required)

Email (required)

Website

Speak your mind